Факторы формирования идентичности в современном мире идентичность российской элиты в условиях цивилизационного выбора. Основные факторы формирования этнической идентичности Факторы формирования идентичности в обществе

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Канцедалова Татьяна Петровна

магистрант 1 курса, кафедра всеобщей истории,
философии и культурологии БГПУ г. Благовещенск

Буяров Дмитрий Владимирович

научный руководитель, к.ф.н., доцент БГПУ г. Благовещенск

В условиях трансформации сложившейся системы воспитания, которая затрагивает все социальные институты общества, гражданское воспитание занимает одно из ключевых положений. Формирование гражданской идентичности определяется социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране в условиях поликультурности современного общества. Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, именно образованию отводится ключевая роль в консолидации российского общества. Школа выступает основным средством формирования идентичности у подрастающего поколения и несет ответственность не только за полученные знания, но и за воспитание патриотизма, формирование представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществ; активной гражданской позиции, осознание нравственного смысла, свободы в неразрывной связи с гражданской ответственностью. Гражданская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Обратимся к понятию гражданской идентичности. В педагогической науке существует несколько подходов к определению понятия идентичности вообще, а от этого и гражданской идентичности в частности. А.Н. Иоффе определяет гражданскую идентичность, как осознание принадлежности к обществу граждан, имеющее для индивида значимый смысл. А.Г. Асмолов за основу данного понятия берет осознание принадлежности на общекультурной основе, а также то, что понятие гражданской идентичности не тождественно понятию гражданства, (как отмечает это в своих работах М.А. Юшин), а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Т. Водолажская рассматривает данное понятие в рамках реализации личности, в ее базисных потребностях, в принадлежности к определенной группе. Исходя из данных подходов, можно сделать вывод, что гражданскую идентичность понимают, как осознание принадлежности к сообществу граждан одного государства, основанного на осознании гражданской общности, как коллективного субъекта; или отождествление гражданской идентичности личности – статусу гражданина. В данном случае гражданская российская идентичность – осознание личностью принадлежности к российскому государству, гражданином Российской Федерации; готовности и способности выполнять гражданские обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.

В современной концепции российского образования в гражданскую идентичность вкладывают такие понятия, как патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа.

Исходя из определения и содержания гражданской идентичности, выделяются ее структурные компоненты. А.Н. Иоффе выделяет 4 структурных компонента гражданской идентичности: первый – когнитивный, под которым понимается гражданская информированность и грамотность; второй – ценностный – гражданская позиция; эмоциональный – патриотизм, любовь к Родине своему краю; деятельностный – гражданственность, действия по решению проблем и помощи окружающим .

По А. Г. Асмолову становление гражданской идентичности требует формирования четырех личностных компонентов: когнитивного – знания о принадлежности к общности граждан России, ценностного – наличия позитивного отношения к факту принадлежности, эмоционального – принятия гражданской идентичности, поведенческого – участие в общественной жизни.

К уже вышеперечисленным компонентам, опираясь на работу Л.В. Бычковой (Мостяевой), можно добавить такие компоненты, как коннотативный (эмоционально-оценочный) и аксиологический (ценностно-ориентированный) .

Исходя из выше предложенных концепций, разработано авторское представление структурных компонентов и их наполняемость:

  • когнитивный (знаниевый) – знания, которыми обладает личность для идентификации себя, как гражданина, а также знания, позволяющие ему активно выражать свою гражданскую позицию (знания об историческом прошлом государства, политической культуре, государственной структуре и др.);
  • ценностно-ориентировочный – определяется гражданской позицией личности, его отношением к таким понятиям, как Родина, Отечество; уважение другого субъекта, как гражданина и его гражданской позиции;
  • эмоционально-оценочный – способность к рефлексивности собственного гражданского поведения, четкая и аргументированная гражданская позиция, умение оценить и сопоставить свои действия с гражданскими идеалами и ценностями государства;
  • деятельностный (практический) – определяется поведением человека, как гражданина того или иного государства, участием в общественной и политической жизни страны, его правовая деятельность и гражданская активность.

Исходя из содержания гражданской идентичности, возможным становится выявление факторов, определяющих ее формирование. Следует выделять объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относим те, которые не зависят от деятельности и волевых решений человека. К таким факторам можно отнести: общее историческое прошлое (обычно выражено в легендах, символах и др. исторических источниках); самоназвание общности (другие различные этнонимы); общий язык, на котором говорят большинство граждан в государстве; общая культура (политическая, правовая, экономическая); эмоциональные состояния, проживаемые общностью, связанные с ситуациями, складывающимися в стране.

Россия – многонациональное, полиэтническое государство, признающее основы светского общества, но в котором и религия играет немаловажную роль в процессе воспитании и самоидентификации личности. Несмотря на универсальность, к которой стремится современное общество, необходимо учитывать роль национальных традиций в воспитание и региональный фактор. Поэтому задача школы состоит в формировании поликультурной среды для возможности развития гражданской идентичности личности.

Субъективные факторы, определяющие формирования идентичности относятся к конкретной ситуации, субъектам, содержанию. В данной ситуации школа будет рассматриваться, как средство формирования гражданской идентичности у школьников и в зависимости от этого, выделяются такие факторы:

  • цели образования и воспитания школьников, установленные на государственном уровне, так, например, формирование гражданской идентичности определено государственным стандартом, как личностный результат в освоении основной программы общеобразовательной школы;
  • содержание образования, получаемое школьником в рамках общеобразовательной программы школы, определяется конкретными требованиями в современном обществе к образованию. В данном случае, рассматривается содержание как основных предметов, изучаемых школьниками, так и во внеучебной деятельности по предметам, а также в воспитательной деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях. Если содержание материала по предметам определяется стандартом и учебником, то в остальных сферах, содержание чаще определяется самой школой и конкретным учителем.
  • эффективность формирования гражданской идентичности определяется методами, формами, технологиями, используемыми учителями в своей педагогической практике, механизмами, способами организации деятельности (индивидуальное, коллективное, самостоятельное, интерактивное и т.п.), что в совокупности является третьим фактором.
  • возможность проявлять свою гражданскую позицию (возможность прикладного использований знаний в образовательной среде, развитие объединений, общественных организаций, самоуправления, для реализации деятельностного компонента гражданской идентичности, проявление гражданской активности).

Следующие факторы можно объединить в две больше группы и рассматривать их в зависимости от влияния педагога и школьника на процесс формирования гражданской идентичности.

Первая группа факторов выявлена на основе влияние на процесс формирования гражданской идентичности самого школьника:

  • индивидуальные особенности (например, необходимость в инклюзивном образовании);
  • уровень мотивации (будет высокой при условии совпадения персональных запросов с программой воспитания);
  • семья и воспитание (отношение к государству, как институту власти, к гражданским правам в близком кругу школьника);
  • возрастные особенности (способность самоидентификации и осознании существование идентичности в целом, в том числе гражданской).

Формирование идентичности это процесс, в первую очередь, имеющий возрастные детерминанты, и принадлежность личности к определенным общностям зависит от приоритетности той или иной общности в возрастной группе. Включенность индивида идет от микросоциального к макросоциальному, проходя три стадии: этнонациональные, госудасрвенно-гражданские и региональные, формирующие общие представления у субъекта о его идентичности. Освоение компонентов гражданской идентичности тоже имеет возрастное деление, например, младшему школьнику еще не удастся освоить деятельностный компонент в полной мере, а уровень когнитивного и ценностно-смыслового будет отличаться от уровня старшего школьника .

Следующая группа субъективных факторов определена в соответствии с влиянием педагога на формирование гражданской идентичности школьника:

  • компетентность преподавательского состава в вопросах формирования гражданской идентичности школьника,
  • готовность и желание уделять время и прилагать усилия для освоения данного личностного результата школьником, объем времени уделяемое воспитательной деятельности;
  • создание и поддержание мотивации учеников к данному процессу, (регулярность, систематичность выполнения требуемых действий).

Подводя итог, стоит отметить, что выделяя факторы определяющие формирование гражданской идентичности, появляется возможность выстраивать пути достижения поставленной цели, в данном случае, для эффективного формирования гражданской идентичности школьников. Знание основных факторов, компонентов, содержания понятия процесса формирования гражданской идентичности, помогает учителю видеть и моделировать его целостно, осознанно ставить цели педагогической деятельности, определять ее содержание, изучать возможности своих учащихся, подбирать эффективные формы и методы работы, объективно оценивать ее результаты, т.е. сформированность гражданской идентичности школьника.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=7245 (дата обращения: 10.01.2016)
  2. Бычкова (Мостяева) Л.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 14–21.
  3. Иоффе А. Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 3–10.
  4. Шакурова В.М. Формирование российской гражданской идентичности: проблема педагога // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 83-10.

Г.П. Хорина (Москва , МосГУ)

Понятие «идентичность» в современном научном дискурсе привлекает внимание многих зарубежных и российских ученых. Это связано с тем, что осуществляется переход от «восстания масс» к «восстанию элит», что требует его осмысления. Россия почти двадцать пять лет после распада Советского Союза, некогда мощной державы живет в новой геополитической и социокультурной реальности. За прошедший период произошли глубокие изменения в экономической, социальной, духовной сферах российского общества, связанные с попыткой перенести на российскую почву ценности западной культуры, включая либеральные идеи без учета специфики русской культуры. Эта попытка осуществлялась российской элитой, которая стала формироваться в рамках советской культуры в конце 80 -х годов прошлого века и включала в себя узкий круг диссидентов, достаточно широкий слой творческой, научной, технической интеллигенции, часть хозяйственных и государственных управленце, в том числе комсомольских. В дальнейшем к ней примкнут и другие категории россиян: представители силовых структур, прежде всего КГБ (ФСБ), бизнеса, а также те, кто создавал свой капитал нечестными и даже криминальными методами.

В конце XX века этой элитой была предпринята попытка реализовать либеральные идеи на практике. М. С. Горбачев и его ближайшее окружение провозгласили лозунг соединения ценностей либерализма (свобода слова, печати, вероисповедания, гласности, плюрализма и др.) с социализмом. Но в силу разных причин этот лозунг не был реализован. Реанимирование, а точнее заимствование на Западе, прежде всего в США, либеральной идеологии и практики и внедрение их в России было осуществлено так называемыми либералами-демократами, пришедшими к власти в начале 90-х годов прошлого века, из которых и стала формироваться постперестроечная элита, которая ориентировалась на западные ценности. Известный писатель, философ И. Клямкин в то время утверждал, что сохранение России возможно только, если она станет частью западного мира, сменит цивилизационный код развития. Попытка осуществления этого на практике мы ощущаем и сегодня. Российские либералы, затевая реформы, не имели четких идеологических позиций. Они не имели и сколько-нибудь продуманной программы своей деятельности, не озвучили цели реформ, не говорили о том, какова модель будущего российского общества, не разъясняли всего этого народу с тем, чтобы привлечь его к активной деятельности по осуществлению реформ. Либералам не удалось в кратчайший срок превратить Россию в страну процветающего капитализма.

Следствием экономической политики российских либералов уже в начальный период были: быстрый спад промышленного и сельскохозяйственного производства, разворовывание или продажа за бесценок государственной собственности, появление жуликоватых дельцов, коррумпированных чиновников, а также резкий скачок цен, обесценивание вкладов населения в сберегательных банках, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, рост безработицы, значительное уменьшение численности населения в связи с сокращением рождаемости и увеличением смертности, ухудшение материального положения и нравственного состояния большинства людей, кризис среднего и высшего образования, сокращение средней продолжительности жизни, рост преступности и т. д. и т. п. Таковы лишь некоторые итоги заимствования либеральной идеологии как элемента западной культуры.

Попытка изменить ситуацию была предпринята В.В. Путиным в период своего первого президентства. Однако финансовое положение страны по-прежнему в очень большой степени зависело, да и сегодня зависит от экспорта сырьевых ресурсов и колебания мировых цен, что не исключает возникновения новых трудностей в экономическом развитии. Положение усугубляют и санкции, введенные Западом. Либерализация отнюдь не ограничивалась экономикой. Была поставлена задача изменить культурную парадигму, внедрить в качестве доминирующих ценности культуры Запада и прежде всего США. Этой цели была подчинена, в частности, деятельность ряда средств массовой информации, многие произведения литературы, кинофильмы, навязывающие западный образ жизни.

Несмотря на некоторые позитивные моменты в деятельности российских либералов, ее результаты по многим параметрам следует считать негативными. Их неудачи объясняются рядом причин. Первая причина - плохое знание России, ее сложной и трудной судьбы, особенностей формирования и развития ее культуры, существенно отличной от культуры Запада, механический перенос в условия России западноевропейских и американских ценностей и их традиций. Особенно большие надежды возлагались на создание института частной собственности путем продажи (по крайне низкой цене) государственных предприятий и создание в короткий срок рыночной экономики. При этом не учитывалось традиционно негативное отношение большинства людей России к частной собственности и богатству, особенно если они создавались неправедным путем. Не были приняты во внимание и психологическая неготовность общества к столь резким переменам в связи с капитализацией страны, а в более широком контексте - менталитет народа, его специфическое отношение к труду, а также к такой либеральной ценности, как свобода.

Понимание труда в православной культурной традиции отличалось от понимания в протестантизме. Прежде всего, труд считается частью духовной жизни, он является святой обязанностью человека. Определенный тип личности сформировавшийся в России не расчетлив, у него отсутствует рационально-прагматический характер хозяйствования. Что касается свободы, то ее понимание также весьма специфично. И сегодня актуальны слова отечественного историка С. М. Соловьева о том, что «простого человека свободою опьянить нельзя... простой человек всегда привязан к равенству, а не к свободе, потому что «свобода отвлеченное равенство» . Мы бы добавили, что простому человеку свойственно стремление не только к равенству, но и к справедливости. Свободный от зависти простой российский человек особенно болезненно относится к несправедливости в оценке его труда и вознаграждения за него, а также в распределении того, что является общественным достоянием. Этим он существенно отличается от европейцев.

Серьезная причина неудач в проведении либеральных реформ - непонимание реформаторами ельцинского призыва того непреложного факта, что не только экономический, но моральный, духовный, социальный аспекты являются важным, если не самыми главными импульсами в развитии общества, его культуры. Существенный недостаток начатых преобразований при Президенте Ельцине - отсутствие в них не только социального, но и этического содержания. Все тяготы реформ легли на плечи большинства населения, привели к его обнищанию. Невостребованными оказались такие ценности и качества как справедливость, искренность, патриотизм, национальная гордость, честность. Части современной элиты присущи безответственность, корыстолюбие, склонность к коррупции, презрительное отношение к интересам своей страны и своего народа.

Одна из причин неудач российских либеральных реформ состоит в том, что их проводниками оказались недостаточно подготовленные в идеологическом плане люди. В одночасье, отказавшись от социалистических убеждений, элита не успела усвоить либеральную идеологию, не смогла обстоятельно продумать методы, способы реализации либеральных идей с учетом специфики истории и культуры России. Либерал-реформаторы не учли печальный опыт российских либералов начала XX века, из которого следует, что либеральные идеи не приживаются в том виде, в каком они предлагаются в России, отторгаются большинством народа. Поэтому главный причиной серьезных неудач экономических и политических реформ в России следует считать конфликт базовых ценностей «фаустовской» и русской культуры.

Осуществление реформ неподготовленными к этому либералами на основе заимствованных идеологических принципов и рекомендаций советников без учета особенностей России, ее истории, уровня развития, специфики культуры, менталитета народа привело к тому, что большинство людей оказалось за чертой бедности. Некоторые исследователи оценивали все происходящее в России в 90-е годы как «русское чудо», как качественно иную стратегию выживания (минимальная заработная плата в несколько раз ниже прожиточного минимума) , а люди воспринимали это как нормальное состояние.

Экономическая свобода как ценность не привела к структурной перестройке, а наоборот, опрокинула многие предприятия в пучину глубокого кризиса и банкротства. В результате грабительской приватизации не удалось создать средний класс. Плодами приватизации воспользовались чиновники, занимавшие в системе управления определенные должности, многие директора предприятий. Поэтому на практике не реализовался принцип равных возможностей. Осуществляется вестернизация, а точнее американизация отечественной культуры. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни россиян - важнейшая из ценностей культуры. Несмотря на все трудности, которые существовали в СССР, продолжительность жизни была значительно выше, чем в современной России. В конце 90-х годов XX века она составляла 57 лет, сократившись более чем на шесть лет по сравнению с 1985 г. Это самый низкий показатель среди индустриальных стран . Только за первые пять лет, прошедшие после августовской победы 1991 г., было пролито во много раз больше крови, чем за всю после сталинскую советскую историю . Результаты проведения первого этапа реформ, многие российские и зарубежные аналитики оценивали как небывалый в истории упадок страны, критически оценивали деятельность либералов. Американский профессор С. Коэн, имея в виду время президентства Б. Ельцина, констатировал, что «современная Россия - это страна, в которой 75 процентов населения обнищали или близки к обнищанию, где сирот больше, чем после Второй мировой войны... Это нищее государство, которому грозят голод, холод и разруха... Мы должны говорить о беспрецедентном итоге: о буквальной демодерни- зации страны» .

Таким образом, либерал - реформаторы России, будучи не подготовленными к осуществлению преобразований ни идеологически, ни теоретически, ни организационно, в основном преуспели в своей разрушительной деятельности во всех сферах общественной жизни, поставили большую часть народа на грань выживания. Именно поэтому многие отечественные и зарубежные ученые и политики негативно оценивают реформаторскую деятельность российских либералов.

Современная элита России также не имеет пока четко прописанной собственной идеологии и продолжает прежний курс либералов - курс капитализации страны, но с учетом социальной направленности. Ей удалось осуществить ряд мер, направленных на укрепление государства, предотвращение распада страны, решение наиболее острых социальных проблем, создание относительной стабильности общества.

Но имеется еще много проблем, требующих своего решения не в соответствии с программой и стратегическими целями, а по мере их возникновения. Политическая элита занята решением сиюминутных проблем, не имеет четких ценностных ориентиров, стратегии развития страны, общенациональной программы действий, в том числе собственной идеологии. Отсутствие ясных стратегических целей затрудняет движение вперед, поэтому такую политику можно назвать политикой «отложенного стратегического выбора».

Неоднородность российской элиты и проводимая ее либеральной частью политика привела к социально-экономическому, политическому, духовному кризису, который усугубился еще и мировым кризисом.

Россия, как самодостаточная страна, должна в своем поиске опираться на ценности русской культуры, на богатейший опыт русской истории. Русский мир, формируемый сегодня может стать притягательным для многих стран, если российская элита будет ориентироваться на собственные ценности, собственные силы, человеческие ресурсы. Российская история не однократно демонстрировала нам, что с Западом в разное время складывались сложные и неоднозначные отношения («друзей-врагов»).

«Россия и ее цивилизационное пространство призваны выполнить не просто миссию, но двойную миссию: сохранив себя как противоречие Запада, обеспечить возможность развития в мире различных политических и экономических систем, а, значит, сохранить многообразие и уникальность самого мира» .

Выполнить эту миссию сможет национально-ориентированная элита во главе с Президентом В.В. Путиным, который считает, что «цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергается в последние годы серьезным испытанием, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь». В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, «современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко- культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций, населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру».

  • См.: Коэн С. Изучение России - без России // Свободная мысль. 1998. №9-12. С. 24.
  • Пономарева Е.Г., Рудов Г.А. Евразийская интеграция и цивилизационное пространство России // Обозреватель-ОЬзегуег. 2013.№9. С.27.
  • ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

    ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ФОРМИРУЮЩИЕ ЕЕ ФАКТОРЫ

    Монастырский Дмитрий Владимирович

    Соискатель,

    Южный федеральный университет,

    г. Ростов-на-Дону,

    e-mail: [email protected]

    Рассматривается гражданская идентичность, подходы к ее исследованию, последствия утраты советской идентичности. В статье анализируются роль, условия и факторы формирования гражданской идентичности на современном этапе развития российского общества, формирование структурных компонентов гражданской идентичности. Актуальность обусловлена необходимостью исследования патриотического воспитания как основополагающего фактора формирования гражданской идентичности граждан. Автор рассматривает взаимосвязь идеологии и гражданской идентичности, влияние различных государственных институтов на формирование идентичности

    CIVIL IDENTITY: THEORETICAL APPROACHES OF THE RESEARCH AND THE FORMING FACTORS

    Dmitriy V. Monastyrskiy

    Postgraduate Degree Seeker, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

    The author considers civil identity, approaches to its study, consequences of the loss of Soviet identity. The role, conditions and factors of civil identity formation at the present stage of Russian society development, the formation of structural components of civil identity are examined. The relevance of the article is conditioned by the need of the study of patriotic education as a fundamental factor of civil identity formation among the citizens. The relationship of ideology and civic identity, the impact of various government institutions on the formation of identity among citizens are outlined. The role of the study of the nature and dynamics of social identity in the study of civic identity, the need for more spe-

    у граждан. Показана роль изучения сущности и динамики социальной идентичности в исследовании гражданской идентичности, необходимость более конкретного исследования проблемы гражданской идентичности и патриотического воспитания. Описано различное понимание гражданской идентичности в разных научных дисциплинах. Подчеркивается синонимичность понятия «гражданская идентичность» понятию «национальная идентичность», связь и разделение государственной и гражданской идентичностей. Рассматривается вопрос о возможностях конструирования гражданской идентичности.

    Ключевые слова: гражданская идентичность, национальная идентичность, исследование, формирование, социальные, граждане, патриотизм, патриотическое воспитание.

    Процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований, происходящие в настоящее время в Российской Федерации, требуют успешного решения ряда важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного государства, обеспечивающего на деле конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. В свою очередь, для решения таких задач необходимы глубокое осмысление гражданами Российской Федерации всего происходящего, выработка активной жизненной позиции и вовлечение их в повседневную деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан таких качеств, как патриотизм, преданность Родине и способность ее защищать, а главное - формирование гражданской ответственности и идентичности.

    В последнее десятилетие термин «идентичность» применяется в различных сочетаниях: «российская идентичность», «гражданская идентичность», «российская гражданская идентичность», «гражданская идентичность как личностный результат».

    Объяснение условий и факторов формирования гражданской идентичности стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов.

    cific research of civic identity and patriotic education are demonstrated. Different understanding of civic identity in different scientific disciplines is described. The author outlines the synonymous character of the concepts "civic identity" and "national identity", the connection and separation of state and civic identities. The possibilities of constructing of civil identity are considered.

    Keywords: civil identity, national identity, research, formation, social, citizens, patriotism, patriotic education.

    Цель статьи - рассмотреть теоретические подходы и проблемы в изучении гражданской идентичности и факторов ее формирования в обществе.

    Теме гражданской идентичности в социологической науке уделено достаточно много внимания. Важное место в исследовании занимает изучение сущности и динамики социальной идентичности. В целом проблемы социальной идентификации индивида изучались социальными психологами и социологами. Здесь необходимо отметить А. Тайфеля, Дж. Тернера, З. Фрейда, Э. Эриксона, а также работы отечественных исследователей - С.Ю. Ивановой, Н.Н. Корж, Н.М. Лебедевой, В.Н. Павленко . Более конкретно проблемы гражданской идентичности и патриотического воспитания исследуются Б.Е. Винером, Л.Д. Гудковым, А.В. Кузнецовой, Е.А. Кублицкой, В.В. Лапки-ным, В.И. Пантиным, З.В. Сикевичем. В частности, необходимо отметить научное значение монографии А.В. Кузнецовой и Е.А. Кублицкой «Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности», посвященной изучению кризиса государственной макроидентичности в условиях трансформационного процесса на постсоветском пространстве . Основываясь на результатах массовых социологических опросов, проведенных под руководством члена-корреспондента РАН В.Н. Кузнецова в различных регионах Российской Федерации, авторы определяют значение и роль феномена «патриотизм» в консолидации общества и становлении новой российской идентичности .

    Представленный обзор литературы и направлений социологических исследований свидетельствует о том, что отечественной наукой накоплен обширный опыт изучения этого вопроса.

    Гражданская идентичность определяется, во-первых, как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющей для индивида значимый смысл; и во-вторых, как феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующий эту общность как коллективный субъект. Эти два определения не взаимоисключают друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности: со стороны индивида и со стороны общности.

    Гражданская идентичность фиксирует единство интересов индивида с гражданской общностью, а также позволяет оказывать влияние на гражданское сообщество.

    Структура гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов: когнитивный (познава-

    тельный), эмоционально-оценочный (коннотативный), ценностно-ориентировочный (аксиологический), поведенческий.

    Понятие «гражданская идентичность» синонимично понятию «национальная идентичность» в тех случаях, когда последнее рассматривается в рамках подхода к нации как согражданству. В случае подхода к нации как определенному этапу развития этнической общности понятия «гражданская идентичность» и «национальная идентичность» не тождественны.

    В разных научных дисциплинах гражданская идентичность понимается несколько по-разному. Социальные психологи подразумевают под ней главным образом самоотождествление - «кто мы?». Философов, историков, в ряде случаев социологов интересует, «какие мы?». Таким образом, речь идет о более узкой или более широкой трактовке. И те, и другие исследователи чаще всего опираются на концепции, выработанные социальными психологами, - прежде всего работы Э. Эриксона, который понимал идентичность как самоотождествление, имеющее социально-культурную основу, и пришел к выводу, что идентичность связана с идеологией. Это было очень важно, так как ориентировало на изучение механизма формирования идентичности. Были использованы работы Г. Тэджфела и Дж. Тернера , которые обратили наше внимание на то, что в основе социального восприятия человека лежит категоризация. Это тоже важно, поскольку связано с ролью государства в создании символов, идеологий. В этом исследователи бесспорно соглашаются. Все принимают подходы Д.Г. Мида о том, что идентичность формируется во взаимодействии с другими людьми. Рассматривается и изучается вопрос: как определять гражданскую идентичность? Есть два представления. Например, В.А. Тиш-ков, который одним из первых использовал понятие «российская нация», пишет о гражданской идентичности в одних случаях как о лояльности к государству, а в других - что это «солидарность и повседневная лояльность, чувство принадлежности к одному народу и признание государства своим». То есть в определении фигурирует уже не только государство, но и общность - народ .

    В ряде работ подчеркивается важность различения государственной и гражданской идентичностей , что соотносится с одним из современных пониманий гражданства. В этом случае гражданская идентичность, в отличие от государственной и тем более этнической идентичности, не подразумевает единой культуры, одной ценностной ориентации или мифической «национальной территории».

    Гражданская идентичность обычно бывает связанной с государственной идентичностью. Очевидно, что российская гражданская идентичность - это государственно-гражданская идентичность. Идут споры, можно ли нашу российскую идентичность вообще интерпретировать как гражданскую, поскольку гражданская общность еще не сложилась .

    Гражданская идентичность - показатель консолидации общества, солидарности общественных сил, определенное условие целостности государства. Поэтому интерес к ее изучению не угасает. Не только Россия, но и другие страны ведут поиски своей идентичности.

    Факторы формирования гражданской идентичности

    Среди факторов становления и поддержания коллективной субъективности гражданской общности наиболее значимы: 1) общее историческое прошлое (общая судьба); 2) самоназвание гражданской общности; 3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей; 4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни; 5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.

    Наличие своей символики обеспечивает универсальные средства коммуникации внутри данной общности, становясь идентифицирующим фактором. Кроме того, символ является материализованным носителем идеи единства, целостности и обладает способностью обеспечивать мотивацию совместных действий. Он отражает значимые для общности ценности и образы.

    Интегральным показателем гражданской идентичности является образ Родины, в котором концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности.

    При формировании гражданской идентичности каждый человек отождествляет себя с государством, которое на некой территории является самым главным субъектом. В России это осознание того, что «я -гражданин России», или с так называемой гражданской нацией, гражданским обществом. При этом возможны коллизии между государством и гражданским обществом .

    Ранее, прежде всего, существовала чёткая идентификация себя с Советским Союзом. А сегодня не всегда прослеживается позитивная идентификация с Российским государством. В советское время большинство понимало, гражданами какого государства является, с удовольствием воспринимало себя как часть сильного и могущественного

    государства. А вот после распада СССР Российское государство пока не смогло в этом плане предоставить что-то аналогичное. Как показывает история, смена гражданской идентичности может сопровождаться сильным кризисом, как это было в период развала СССР .

    Рассматривая вопрос о возможностях конструирования гражданской идентичности, стоит отметить, что речь идет о двух разных подходах. Первый сводится к тому, что идентичность - данность, которую ни выбрать, ни поменять нельзя. Другой подход - прямо противоположный - заключается в том, что идентичность является конструктом и возможно ее создание на базе некоего проекта. Весь мировой опыт также свидетельствует о том, что сконструировать идентичность можно . Другое дело, что «конструкторы» ограничены в своих действиях, вынуждены учитывать ту среду, в которой их «конструкция» идентичности будет существовать.

    А.Г. Большаков, в частности, отметил, что в эпоху правления Б. Ельцина мы постоянно слышали обращения: «многоуважаемые россияне», «дорогие россияне». Но далее никто из официальных лиц таким образом к гражданам не обращался. В этой связи можно говорить о ситуационном реагировании политической элиты на появляющиеся проблемы .

    Изучив современные представления о сущности понятия «гражданская идентичность», можно сделать вывод о том, что в основе гражданской идентичности лежит идентификация с обществом, государством и страной. Гражданская идентичность сплачивает население, является цементирующей основой социальной интеграции .

    Строительство гражданской общероссийской идентичности важно для сохранения единства России, чтобы она не раскололась на «этнические островки», а, сплотившись, сохранив свое культурное богатство - этноразнообразие, заняла свое достойное место в изменяющемся мире.

    Литература

    1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

    2. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996.

    3. Абуевская Е.П. Принадлежность к группе как фактор восприятия личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1988.

    4. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Транс-

    1. E. Erikson. Identichnost": yunost" i krizis. M., 1996.

    2. E. Erikson. Detstvo i obshchestvo. M., 1996.

    3. E.P. Abuevskaya. Prinadlezhnost" k gruppe kak faktor vospriyatiya lichnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1988.

    4. V.N. Pavlenko, N.N. Korzh. Transfor-

    формация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. 1998. № 1.

    5. Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. М., 2005.

    6. Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века. М., 2004.

    7. Тэджфел Х., Тернер Дж. Психосоциальная идентичность. Способ смотреть на вещи // Избранные труды. Нью-Йорк, 1995; Теория социальной идентичности межгрупповых поведения // Психология межгрупповых отношений. Чикаго, 1986.

    8. Российский народ. История и смысл национального самосознания. М., 2013.

    9. Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданская, этническая и религиозные идентичности в современной России. М., 2006. C. 10-30.

    10. Паин Э.А. Этнополитический маятник. М., 2004.

    11. Зазнаев О.И. Национально-государственная идентичность: зарубежный опыт и Россия // Политическая идентичность и политика идентичности: очерки / под ред. О. И. Зазнаева. Казань, 2011.

    12. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

    13. Зазнаев О.И. Канадская национальная идентичность: проблемы формирования // Ученые записки Казанского ун-та. Гуманитарные науки. 2012. Т. 154, кн. 1. С.226-233.

    14. Большаков А.Г. Региональная идентичность на постсоветском пространстве: сравнительный анализ Центральной Азии и Южного Кавказа // Политическая идентичность и политика идентичности: очерки / под ред. О. И. Зазнаева. Казань, 2011. С.131-160.

    15. Сериков А.В. [и др.]. Трансформация гражданской идентичности в полиэт-ничном городе: институциональные механизмы и институциональные практики. Ростов н/Д., 2012. 240 с.

    maciya social"noy identichnosti v posttotali-tarnom obshchestve // Psihologicheskiy zhur-nal. 1998. № 1.

    5. A.V. Kuznecova, E.A. Kublickaya. Grazhdanskiy patriotizm - osnova formiro-vaniya novoy rossiyskoy identichnosti. M., 2005.

    6. V.N. Kuznecov. Rossiyskaya ideologi-ya 21: opyt sociologicheskogo issledovaniya formirovaniya rossiyskoy ideologii XXI veka. M., 2004.

    7. Kh. Tedzhfel, Dzh. Terner. Psikhoso-cial"naya identichnost". Sposob smotret" na veshchi // Izbrannye trudy. N"yu-York, 1995; Teoriya social"noy identichnosti mezhgruppovykh povedeniya // Psikhologiya mezhgruppovykh otnosheniy. Chikago, 1986.

    8. Rossiyskiy narod. Istoriya i smysl nacional"nogo samosoznaniya. M., 2013.

    9. L.M. Drobizheva. Gosudarstvennaya i etnicheskaya identichnost": vybor i podvizhnost" // Grazhdanskaya, etnicheskaya i religioznye identichnosti v sovremennoy Ros-sii. M., 2006. P. 10-30.

    10. E.A. Pain. Etnopoliticheskiy mayat-nik. M., 2004.

    11. O.I. Zaznaev. Nacional"no-gosudarstvennaya identichnost": zarubezhnyy opyt i Rossiya // Politicheskaya identichnost" i politika identichnosti: ocherki / pod red. O.I. Zaznaeva. Kazan", 2011.

    12. G.M. Andreeva. Psikhologiya so-cial"nogo poznaniya. M., 2000.

    13. O.I. Zaznaev. Kanadskaya nacion-al"naya identichnost": problemy formirovaniya // Uchenye zapiski Kazanskogo un-ta. Gumanitarnye nauki. Kazan", 2012. T. 154, kn. 1. P. 226-233.

    14. A.G. Bol"shakov. Regional"naya iden-tichnost" na postsovetskom prostranstve: sravnitel"nyy analiz Central"noy Azii i Yu-zhnogo Kavkaza // Politicheskaya iden-tichnost" i politika identichnosti: ocherki / pod red. O.I. Zaznaeva. Kazan", 2011. P. 131-160.

    15. A.V. Serikov i dr. Transformaciya grazhdanskoy identichnosti v polietnichnom gorode: institucional"nye mekhanizmy i in-stitucional"nye praktiki. Rostov n/D., 2012. 240 p.

    16. Тхагапсоев Х.Г., Черноус В.В. Реинтеграция постсоветской России: преграды и пути преодоления. // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4 (76). С. 5-13.

    17. Lubsky A.V., Volkov Y.G., Den-isova G.S., Voytenko V.P., Vodenko K.V. Civic Education and Citizenship in Modern Russian Society // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, iss. 36.

    18. Игнатова Т.В., Шетов А.А. Развитие интеллектуального потенциала молодежи региона в сфере экономики и управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 2. С. 198-200.

    Поступила в редакцию

    16. Kh.G. Tkhagapsoev, V.V. Chernous. Reintegraciya postsovetskoy Rossii: pregrady i puti preodoleniya. // Nauchnaya mysl" Kavkaza. 2013. № 4 (76). P. 5-13.

    17. A.V. Lubsky, Yu.G. Volkov, Den-isova G.S., Voytenko V.P., Vodenko K.V. Civic Education and Citizenship in Modern Russian Society // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, iss. 36.

    18. T.V. Ignatova, A.A. Shetov Razvitie intellektual"nogo potentsiala molodezhi re-giona v sfere ekonomiki i upravleniya // Gosudarstvennoe i munitsipal"noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2014. № 2. P. 198200.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

    Кафедра психологии труда и управления

    Реферат по дисциплине «Этнопсихология»

    на тему: «Факторы становления этнической идентичности»

    Нижний Новгород 2013

    этнос идентичность этнический

    Введение

    1.Становление этнической идентичности

    2.Основные факторы формирования этнической идентичности

    Заключение

    Введение

    В настоящее время одной из актуальных проблем обучения и воспитания детей является формирование и всестороннее развитие личности в системе этнических отношений. Школы ставят перед собой задачу формирования культуры межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе совместной деятельности. Разные специалисты связывали с особенностями межэтнических отношений различные аспекты этнической идентичности.

    Этническая идентичность - это составная часть социальной идентичности личности, это психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности и к определенной этнической общности.

    Вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общности, являются главными в жизни человека.

    Социологические школы объясняют рост этнической идентичности таким образом:

    а) реакцией отставших в развитии народов на этнокультурное разделение труда, порождающее экономическую и технологическую экспансию народов более развитых.

    б) мировой социальной конкуренцией, в результате которой интенсифицируется внутриэтническое взаимодействие, несмотря на унификацию материальной и духовной культуры.

    в) повышением влияния больших социальных групп в экономике и политике и облегчением процессов их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации.

    Считая этническую идентичность составной частью социальной идентичности, современные исследователи предприняли попытки выделить присущие особенности именно ей. Американский этнолог Ж. Девос рассматривает этническую идентичность как форму идентичности, воплощенную в культурной традиции и обращенную в прошлое, в отличие от других форм, ориентированных на настоящее или будущее.

    Характерной особенностью этнической идентичности является мифологичность, это ее главная опора - и это идея или миф об общих чертах: о культуре, происхождении и истории.

    В структуре этнической идентичности обычно выделяют 2 основных компонента: 1. когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков); 2. аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

    Разные термины для обозначения составных частей когнитивного компонента этнической идентичности - это этнические ориентации, групповые концепции. Но очень важными признаются: этническая осведомленность, которая включает знания об этнических группах: своей и чужих, знания об их истории, обычаях, особенностях культуры; этническое самоназвание.

    На основе знаний о своей и чужих этнических группах и формируется именно комплекс представлений, которые образуют систему этнодифференцирующих признаков.

    В качестве именно этих признаков могут выступать самые разные признаки, а именно: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.

    Значение и роль признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от стадии консолидации этноса, от особенностей исторической ситуации и от специфики этнического окружения.

    1. Становление этнической идентичности

    Понятие «идентификация» впервые ввел 3. Фрейд в 1921 г. в эссе «Психология масс и анализ «Я». Слово идентичность произошло от латинского термина - idem, тот же самый. Посредством этого термина обозначается тождественность, одинаковость, совпадение чего-либо с чем-нибудь. 3. Фрейд вкладывал в него содержание, близкое по смыслу понятию «подражание». В одной из работ 3. Фрейда идентификация определяется как ассимиляция одного «Я» другим, в результате которой первое «Я» имитирует его и в некотором смысле вбирает его в себя. Каждый человек - это частица множества масс, связанных посредством сети идентификаций. И потому человек строит свой идеал «Я», руководствуется большим количеством образцов и моделей поведения, которые он выбирает сознательно.

    Роль процесса идентификации двойственна. Она включена в процесс социализации человека; она выполняет защитную функцию. Разрыв идентичностей, даже их небольшое ослабление преобразует повседневное окружение человека в чужой, непонятный мир. У человека создается впечатление, что он один перед лицом опасности, именно это может привести его к превращению в антисоциальное существо, руководствующееся в поведении формулой «Каждый за себя!». Это состояние З. Фрейд назвал психологической нищетой масс.

    Всестороннее развитие термин идентичности получает в работах известного американского социального психолога Э. Эриксона. В противоположность представлениям классического психоанализа об антагонизме личности и общества Э. Эриксон особо подчеркивает адаптивный характер поведения человека, центральным качеством которого и выступает идентичность. Ученый определяет это понятие, как чувство органической принадлежности человека к его исторической эпохе, к типу межличностного взаимодействия, свойственному данному времени. Идентичность личности предполагает и гармонию идей, образов, ценностей и поступков в данный исторический период социально-психологическим образом человека, принятие ею социального бытия как своего.

    Идентичность рассматривается Э. Эриксоном в двух аспектах:

    1. «Я-идентичность», которая в свою очередь состоит из 2 компонентов: органического и индивидуального осознания человеком собственной неповторимости, стремления к развитию и реализации собственных способностей и интересов;

    2. социальная идентичность, которая подразделяется на групповую и психосоциальную. Групповая идентичность рассматривается Э. Эриксоном как включенность личности в различные общности, подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства со своим социальным окружением. И психосоциальная идентичность - это то, что дает человеку ощущение значимости своего бытия в рамках данного социума.

    В современной теории человеческих потребностей потребность в идентичности по значимости ставится на первое место. И между индивидуальной и групповой идентичностями нет непреодолимой границы, индивидуальная идентичность является видом групповой идентичности, которая существуют в голове индивида, а групповая идентичность - это сумма общепринятых норм и образцов, которые берут начало в поведении отдельных людей.

    Механизм реализации этнической идентичности осуществляется посредством использования сложных механизмов социокультурной идентификации и передачи информации от одного поколения этноса к другому, от формы к содержанию, от явления к сущности; на сознательном и неосознаваемом, архетипичном уровнях.

    Сегодня понятие «идентичность» в различном контексте широко используется и в социальной психологии, и в социологии, и в философии, и в этнологии, и в политической науке.

    Идентичность создает «социетальные границы, которые дают возможность индивидуальным членам социума обрести чувство «мы»- «они», которое позволяет ориентироваться в реальных и воображаемых сообществах.

    Человек является носителем целого набора идентичностей - культурной, профессиональной, политической, этнической, территориальной, конфессиональной. В его потенциале есть большое количество идентификационных возможностей. Но часть из них для человека наиболее значима, существует своего рода структура идентичностей, причем она может меняться под воздействием различного рода внешних факторов, в зависимости от доступных человеку коллективных принадлежностей. Идентичности могут переплетаться, подпитывая друг друга.

    Термин "этничность" впервые использовал в 1972 году американский социолог Д. Рисмен. И маркерами этничности он выделил:

    1) язык (наиболее сильный этнодифференцирующий признак); 2) народные традиции и обычаи; 3) специфика культуры; 4) сходные черты характера; 5) общность исторической судьбы, историческое прошлое; 6) место жительства; 7) внешность.

    Для обозначения человеческой общности, обладающей общими этническими признаками, широко используется словосочетание «этническая группа».

    В исследовании этнической идентичности выделяются психологический, социально-психологический и социологический подходы. В центре внимания психологического подхода личность как носитель этнокультурных особенностей и качеств. Здесь этническая идентичность рассматривается как одна из составляющих структуры личности и ее самосознания. В рамках социально-психологического подхода человек рассматривается как представитель этнической группы, а этническая идентичность, как компонент социальной идентичности. Главным объектом исследований, выполненных в ключе социологического подхода, является этническая общность, или группа.

    Первой формой этнической идентичности, которая возникла у охотников и собирателей «предэтнических общин», историки первобытного общества считают сознание родства по крови и по браку. Этническая идентичность была диффузной, этнические самоназвания не имели большого значения и могли время от времени изменяться.

    С переходом к оседлости и производящему хозяйству, с появлением такой формы недвижимой собственности, как обработанная земля, общины стали все сильнее отличаться по своему образу жизни и по уровню социально-экономического развития, и это в дальнейшем привело к их обособлению. В процессе межгруппового сравнения у некоторых племен просыпалась более четкая этническая идентичность. На смену представлений о горизонтальном родстве пришла вторая форма идентичности - это осознание общности происхождения. Формируется идея вертикального родства, которая проявляется:

    а) в мифах о происхождении народа в мифические времена от прародителей - культурных героев;

    б) в культе предков - духов умерших в реальные времена представителей племени.

    Укрупнение общностей и развитие связей между ними приводят к появлению все новых этнодифференцирующих признаков.

    К 18 веку уже сложилось этнолингвистическое и культурное единство многих европейских общностей, именно поэтому в Новое время важнейшими этнодифференцирующими признаками стали восприниматься и родной язык и культура.

    Язык действительно является одним из важнейших этнодифференцирующих признаков. Но именно в последние годы исследователи большинства стран все больше внимания уделяют тому, что в некоторых исторических ситуациях этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами этноса, сколько с его символической ролью в процессах формирования чувства родственности с общностью и межгрупповой дифференциации.

    Еще один символический признак этнической идентичности - это общность исторической судьбы. Возрастает и роль общности исторической судьбы как символа единства народа. Это проявляется в интересе к исторической литературе.

    В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, которые соотносимы с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже (1896-1980).

    Пиаже также выделил 3 этапа в формировании этнической идентичности:

    1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. Именно в этом возрасте наиболее значимыми для него являются: семья и непосредственное социальное окружение, а не страна или этническая группа;

    2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, он выдвигает основания идентификации: национальность родителей, место проживания и родной язык. Просыпаются и национальные чувства;

    3) в младшем подростковом возрасте, в возрасте 10-11 лет, этническая идентичность формируется уже в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

    На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужой группах и этническое самоназвание. Этническая осведомленность возрастает с опытом, с получением новой информации и с развитием когнитивных способностей. Сначала, она основывается на очевидных показателях: цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры, обычаях. Постепенно повышается и способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает все новые и новые элементы в их комплекс: общность предков, общность исторической судьбы, религию.

    В исследовании 1951 года он проанализировал формирование понятия «родина» и образов «других стран» и «иностранцев».

    Рост этнической осведомленности о групповых различиях связан и с восприятием своего сходства с членами одной из этнических групп и своего отличия от других групп, со способностью стабильно давать себе правильное этническое самоназвание.

    Процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. На трансформацию этнической идентичности влияют не только бесчисленные обстоятельства индивидуальной человеческой жизни, но и факторы, обусловленные изменениями в жизни общества.

    Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках. Но дети тоже пытаются оценить этнические группы. Этнический статус все же остается неизменным на протяжении всей жизни человека.

    На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде.

    С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к внутри-групповой ориентации. В процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, ребенок приобретает все новые знания о межэтнических различиях и четче и яснее определяет свою принадлежность к определенной группе. В результате этого каждый новый член общества оказывается приписанным к одной или другой этнической группе.

    Никто не может выбирать этническую группу, к которой хотел бы принадлежать.

    Человек с разной степенью интенсивности может идентифицировать себя как с одной, так и с двумя этническими общностями одновременно.

    Существует четыре типа этнической идентичности, при которых связи с двумя группами могут сосуществовать относительно независимо друг от друга.

    1. Высокий уровень идентификации - со своей этнической группой;

    2. Высокий уровень идентификации - с чужой «этнической группой.

    Для большинства людей характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности. При благоприятных социально-исторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается патриотизмом, гордостью за достижения своего народа и его великих представителей, адекватно высокой самооценкой, чувством собственного достоинства.

    Формирование этнической идентичности по типу нормы предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам.

    В настоящее время практически не существует моноэтнической среды. Человек растет и развивается в полиэтническом окружении. Т. Г. Стефаненко выделяет три типа этнической идентичности человека в полиэтнической среде:

    1) моноэтническая идентичность - человек однозначно отождествляет себя с конкретным народом; 2) биэтническая идентичность - человек одновременно причисляет себя к двум этническим группам; чаще всего такой вид идентичности возникает на основе того, что родители имеют разную национальность; 3) маргинальная этническая идентичность - человек не может однозначно определиться в отношении своей этнической принадлежности.

    В полиэтническом обществе наиболее благоприятна для человека биэтническая идентичность, так как она позволяет органично сочетать разные виды восприятия мира, овладевать богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

    В процессе успешной адаптации человек проходит три этноцентристских этапа:

    1. отрицание различий;

    2. защита от различий с их оценкой в пользу своей группы;

    3. минимизация различий;

    и три этнорелятивистских этапа:

    1. принятие различий;

    2. адаптация к культурным или групповым различиям, способность не только их признавать, но и действовать соответствующим образом; интеграция,

    3. применение этнорелятивизма к собственной идентичности.

    Этническая идентичность является диспозиционным образованием, разновидностью социальной идентичности. Как и любая другая установка, она состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в своей или чужой этнической среде.

    Подходы к понятию идентичности.

    1. примордиальный, этничность является врожденным качеством человека, идентификацией по крови, родству.

    2. инструментальный, этничность изменяется в различных обстоятельствах.

    3. В. Сикевич, пытаясь объединить оба подхода, отметил, что этническое в каждом человеке действительно первично, однако востребованность, степень выраженности этнических особенностей конструируется как внешними факторами - социальными обстоятельствами, так и внутренними - индивидуальными установками.

    Этническая идентичность формируется в процессе этногенеза и проходит несколько этапов. Т.Г. Стефаненко называет пять этапов.

    1. в первобытных общностях появилось осознание родства по крови или браку. Был выработан обычай адоптии - признание чужого взрослого своим братом или сыном. Только таким образом он становился полноправным членом племени или рода.

    2. наступил с осознанием общности происхождения. Сформировалась идея вертикального родства. Она проявилась в мифах о происхождении народа в давние времена от прародителей - до великих героев; в культе предков - духов умерших в реальные времена представителей племени.

    3. возникновение идеи территориальной общности, родной земли. Возникает идеология родиноцентризма, которая выражается в форме запрещения вступления в брак с представителями чужого народа.

    4. появление чувства общности исторической судьбы, существование глубокой истории жизни предков.

    5. развитие этнической идентичности на основе отождествления родного языка, культуры и своего народа.

    У. Солдатова отмечает, что этнический феномен в личности формируется на основе трех взаимосвязанных процессов:

    1) этнической идентификации - отождествления и самоопределения личности посредством этнической группы;

    2) межэтнической дифференциации - разделения собственной и других этнических групп и осознание межэтнических различий;

    3) осознания отношения к собственной и другим этническим группам. Содержанием этнической идентичности являются сознательные и бессознательные компоненты.

    Кризис этнической идентичности.

    1) утрата позитивного восприятия своей этнической принадлежности; 2) переживание негативных чувств, связанных с этнической принадлежностью (стыд, обида, униженность); 3) неудовлетворенность гражданской принадлежностью; 4) негативная или сверхпозитивная этническая идентичность; 5) интолерантность по отношению к другим этносам; 6) социально перцептивное отдаление от России (утрата чувства Родины); 7) потеря смысла жизни.

    Этническая идентификация рассматривается рядом авторов как многоуровневое образование.

    1. уровень - это классификация и собственно идентификация, являющиеся основанием для формирования оппозиции мы - они.

    2. уровень составляет формирование этнических образов, приписывание этническим общностям определенных культурных, статусных характеристик.

    3. уровень этнической идеологии, под которой понимается более или менее связный взгляд па прошлое, настоящее и будущее своей собственной группы в отношении к иным этническим группам.

    Кроме уровней в этнологии принято выделять виды этнической идентичности. Она может быть осознанная или бессознательная (можно считать себя представителем одного народа, но при этом проявлять качества, которые характерны преимущественно для другого). Идентичность может быть также полной или частичной (можно осознавать себя частью одного народа, а можно - одновременно двух и более народов, семьей, профессиональных коллективов). И наконец, этническая идентичность может быть непосредственной и опосредованной.

    Многочисленные наблюдения и исследования процесса этнической идентификации показывают, что его развитие возможно в трех вариантах:

    1. этническая идентификация может произойти на основе подражания, когда индивид осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живет.

    2. она может осуществляться на основе принуждения. Такими орудиями принуждения могут служить традиции и ценностные ориентации общества.

    3. этническая идентификация может осуществляться на основе свободного и осознанного выбора. Иногда человек может отказаться от национальности и стать человеком всего мира. Но и в таком случае отказ всегда основывается на свободном выборе.

    В современных условиях основные тенденции развития этнической идентичности проявляются на различных уровнях, выделяющихся на основании близости цивилизационных линий развития данных обществ:

    1. на макросоциальном уровне (общества Западной Европы и США), с одной стороны происходит размывание, снижение значимости этнической идентичности, приближение к нулевому уровню, а с другой -- наблюдается гипертрофированность этнической идентичности многих народов, что проявляется в преувеличенных формах этноцентризма, этнофанатизма, национализма;

    2. на мезосоциальном уровне (независимые государства постсоветского пространства) этническая идентичность титульных народов в подавляющем большинстве гипертрофирована и в ряде случаев принимает крайнюю форму национализма, а у русских, в большом количестве живущих в этих государствах, наблюдается как тенденция к постепенному снижению её значимости и попытки обрести биэтническую идентичность, так и повышение уровня этнической идентичности;

    3. на микросоциальном уровне (Россия) наблюдается всё нарастающая тенденция ослабления этнической солидарности русских и тенденция усиления опасных националистических движений, прежде всего, в молодежных кругах.

    2. Основные факторы формирования этнической идентичности

    Рассмотрение процесса развития этнической идентичности предполагает анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на специфику ее формирования. В качестве внешних факторов выступают основные принципы жизнедеятельности этноса, в виде совокупности норм поведения, ценностей, этнических символов, проявляющиеся в фольклоре. Внутренние факторы предполагают рассмотрение объектно-субъектного характера этнической идентификации, преломленного сквозь призму индивидуальных характеристик человека.

    Наиважнейшими факторами формирования этнической идентичности являются:

    1) язык; 2) культура; 3) статус этнической группы (этническое большинство или меньшинство); 4) степень вовлеченности человека в процесс межэтнического взаимодействия, осведомленность о психологических особенностях представителей других этносов.

    В созданных народом и передаваемых из поколения в поколение своеобразных миниатюрах (пословицы, поговорки, сказки, легенды, прикладное декоративное искусство) нашли свое выражение и особенности норм, ценностей и правил поведения членов этноса.

    Сочетание в сказках воспитательного и познавательного в сфере народного образа жизни делает их важнейшим средством формирования этнической идентичности. Огромную этноинтегрирующую роль выполняют эпосы и легенды, которые отражают представления народа о явлениях природы и общественной жизни. Произведения народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, эпосы, легенды - в совокупности составляют основу формирования этнической идентичности и являются средоточием духовного опыта представителей различных этносов.

    Формирование этнической идентичности происходит вокруг структурированной системы ценностей, опосредующей совокупность устойчивых связей человека с окружающим миром, и обеспечивающей его целостность и само тождественность. Этнические ценности, имеющие пространственно - временную детерминацию являются жизненно значимыми и объективными. Их историческое выстраивание в какую-то структуру норм поведения обусловлено стремлением этнической общности к системности и упорядоченности общественной жизни.

    Человек в процессе идентификации подключается к образцам культуры, определяющим те общие формы телесно - духовного поведения, посредством которых он должен дифференцировать свое «Я» и интегрировать это «Я» в социальные отношения с другими людьми. Образцы взаимоотнесенности «Я» и общества варьируют от культуры к культуре и они всегда ей присущи.

    Специфика формирования этнической идентичности предполагает рассмотрение культурных значений в плане их субъективного существования, в приобретении ими личностно окрашенного смысла и ценностного потенциала. Идентификация как процесс формирования этнической идентичности связана с отождествлением себя с этнической группой, переносом на себя качеств и особенностей представителей данного этноса.

    Формирование, поддержание и сохранение этнической идентичности обеспечивается совместными действиями семьи, школы, средств массовой информации и других социальных институтов, деятельность которых должна носить планомерный и скоординированный характер, чтобы возникающая в результате этническая идентичность носила характер позитивной моноидентичности или развитой биэтнической идентичности.

    Среди самых существенных факторов, влияющих на формирование этнической идентичности, можно отметить следующие:

    1) особенности этнической социализации в семье, школе и ближайшем социальном окружении;

    2) особенности этноконтактной среды, прежде всего ее гетерогенность, гомогенность;

    3) использование в воспитании и образовании этнокультурного потенциала народов.

    Формирование позитивной этнической идентичности становится возможным, если структурно-динамическая модель основана на теоретико-прикладных подходах к определению содержания мультикультурной образовательной средыкак изучения родного языка, литературы и культуры своего и рядом живущих народов, приобщения к истории, литературе и культуре, фольклору рядом живущих народов, гуманизации и гуманитаризации содержания образовательных областей и модернизации образовательно-воспитательного процесса.

    Язык - один из фактор ов этнической идентичности.

    Взаимосвязь языка и этнической идентичности - это одна из основных проблем психологического изучения социального сознания. Именно язык издавна рассматривается как один из важнейших факторов этнической идентичности.

    В последние десятилетия исследования связи языка и этнической идентичности проводятся на различных уровнях анализа: социолингвистическом, этносоциологическом, этнографическом, социально-психологическом. Предметом изучения в них выступают: языковые аттитюды, речевые маркеры, социолингвистические стереотипы. На разных уровнях анализа все больше внимания уделяется тому, что этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами группы, но и с его символической ролью в формировании чувства родственности с группой и одновременно в процессах межгрупповой дифференциации.

    Этнические группы находятся в непрерывном контакте. В полиэтническом обществе функционируют и различные языки, и этническая идентичность каждой из действующих групп в значительной степени обусловлена компетентностью ее членов в чужих языках и степенью соответствия реального и желаемого их использования.

    Этническую культуру также следует рассматривать как один из факторов формирования идентичности, в том числе этнической идентичности. У каждого этноса существует сформированная в процессе внутригрупповой интеракции и адаптации к вызовам внешней среды собственная культура. Этническая культура обусловлена такими элементами культурной идентичности, как место рождения и проживания, экономический уклад, политическая система общества, общий язык, традиция, система норм и обычаев, а также религия.

    В основе этнической культурной идентификации заложено обращение к культурным и историческим событиям, что способствует процессу отождествления личности с этническими ценностями. Приобщение личности к этнической культуре является ключевым элементом в процессе этнической самоидентификации и способствует консолидации культуры этнических групп, обладающих собственными системами ценностей и этнолингвистическими особенностями.

    Заключение

    Проблемы этнической идентификации в современной науке изучены очень глубоко. Чувство идентичности, чувство принадлежности к определенной общности формируется у людей в рамках передачи культуры от одного человека к другому, в процессе политической социализации и контактов с представителями других культур. Это определяет культуру как основу общественных отношений.

    Личность как этнический феномен представляет собой систему взаимосвязи с этнической общностью. Эта взаимосвязь реализуется через отношения личности к окружающим людям. Отношения выражаются в виде этнической идентичности, этнических установок и стереотипов, этнокультурных ценностей.

    Наличие этнической идентичности помогает человеку в обретении смысла жизни, обеспечивает чувство сопричастности, предоставляет психологическую поддержку и ощущение безопасности, содействует повышению самооценки.

    Этническая принадлежность задается вместе с рождением, умением говорить на родном языке, культурным окружением, в которое он попадает и которое задает общепринятые стандарты поведения и самореализации личности. Для миллионов людей этническая идентичность - это само собой разумеющаяся данность, не подлежащая рефлексии, через которую они себя осознают и благодаря которой могут ответить сами себе: «Кто я и с кем я?».

    Этническая идентичность формируется стихийно, в процессе социализации личности, в том числе и политической, и в то же время, осознание принадлежности к определенной этнической общности становится одним из первых проявлений социальной природы человека.

    Наиболее естественным для человека является стремление сохранить или восстановить позитивную этническую идентичность, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности.

    Список использованной литературы

    1. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 75-86.

    2. Лебедева К.М. «Синдром навязанной этичности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. / Под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. С. 104-115.

    3. Левкович В.П., Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых. Советская этнография, № 5, 1973.

    4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 40-63.

    5. Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. М.: Аспект Пресс, 2003. 475 с.

    6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. 320 с.

    7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. С. 308-333.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Истоки исследования социальной идентичности. Теории социальной идентичности. Этническое возрождение на территории "постсоветского" пространства. Психологические причины роста этнической идентичности. Когнитивные и аффективные критерии.

      курсовая работа , добавлен 08.12.2006

      Методологические подходы к проблеме этнической идентификации. Анализ этой дефиниции в этнопсихологических исследованиях. Сравнение психологических особенностей этнической идентификации подростков из смешанных семей в условиях поликультурного Крыма.

      курсовая работа , добавлен 22.01.2015

      Этническая идентичность и её роль в жизни человека. Опросник уровня ксенофобии. Тест "Подростки о родителях" Ador (Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном). Оценка матери и отца сыном. Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).

      курсовая работа , добавлен 04.01.2015

      Проблема этнической идентичности в современных психологических исследованиях. Сравнительный анализ особенностей толерантности субъектов поликультурного пространства с разной этнической идентичностью: когнитивный компонент, аффективный, поведенческий.

      дипломная работа , добавлен 29.11.2016

      Особенности юношеского возраста. Понятие роли в психологии. Взаимовлияние личности и социальной роли. Классификация социальных ролей, формирование эго-идентичности. Влияние статуса идентичности юноши на особенности принятия роли в групповой работе.

      дипломная работа , добавлен 05.05.2011

      Определение сущности, анализ структуры и специфики этнической толерантности как психолого-педагогического феномена. Изучение особенностей проявления этнической толерантности в студенческом коллективе и возможности её развития у студентов-психологов.

      магистерская работа , добавлен 22.06.2011

      Культура этноса и этническая культура. Функции этнической культуры. Задачи, стоящие перед этнопсихологией. Этническое сознание, его естество и содержание. Принципы построения этнопсихологических исследований. Отличие этнической культуры от национальной.

      контрольная работа , добавлен 05.09.2010

      История становления этнической психологии. Развитие западной этнической психологии в XX в. Проблема этнических различий, их влияния на быт и культуру народов, на жизнедеятельность людей. Становление этнической психологии в эпоху русского Просвещения.

      реферат , добавлен 23.10.2010

      Характеристика основных концепций социальной, гражданской и этнической идентичности. Анализ факторов, влияющих на восприятие группы как целостного объекта. Особенности культуры и ценностей в выборке казахстанских подростков, их взаимосвязь и отличия.

      реферат , добавлен 12.04.2010

      Понятие идентичности как самореферентности, переживания уникальности своего бытия и неповторимости личностных свойств. Специфика профессиональной идентичности, профпригодности и готовности. Этапы становления профессиональной идентичности в онтогенезе.