Что значит fata morgana. Уникальное явление фата-моргана. Что это такое? Такие разные миражи

О миражах известно все и ничего. С одной стороны, трудно найти человека, который хоть раз в жизни не видел бы самый простой мираж — голубое озерцо на раскаленном шоссе. Оптики доходчиво, с чертежом и формулами, расскажут об этом явлении. С другой - тысячи людей наблюдали в небе буквально висящие города, причудливые замки и даже целые армии, но вот тут у специалистов нет объяснений этому природному феномену. Изучать миражи практически невозможно, ведь они не появляются по заказу. Их хозяйка, Фата Моргана, всегда оригинальна и непредсказуема.

Люди видели миражи начиная с глубокой древности, о чем сохранилось немало преданий. Особенно красочные рассказы о миражах Палестины остались от крестоносцев, которым, впрочем, никто особенно не верил. Уж больно любили приврать рыцари о чудесах Востока. Начало научного наблюдения за этим оптическим фокусом совпало с появлением судового журнала, в который детально записывалось все необычное. Откроем старинную книгу «Поденные записки о плавании на северный китовый промысел, содержащие исследования и обретения на восточном береге Гренландии». В ней говорится о большом городе, который наблюдал летом 1820 года командир судна «Баффин», полном замков и храмов, очень похожих на древние строения. Моряк подробно зарисовал это чудесное явление, но свидетельства позднее, конечно же, не подтвердились.

Позже, в 1840 году, жители маленького островка к северу от Англии увидели в небе прекрасные белые здания. Поскольку ничего подобного на их родине не было, то люди сочли это подтверждением сказки о народе фин, обитавшем в хрустальном городе. Видение далекой страны повторилось через 17 лет и висело в воздухе целых три часа.

Но чемпионом по миражам уже давно признают далекую холодную Аляску. Чем сильнее стужа, тем четче и красивее возникают в ее небе видения. Постоянно фиксировать появление миражей в тех краях начали только в XIX веке. Так, в 1889 году местный житель, прогуливаясь близ горы Фэруэтер, что на юго-востоке полуострова, наблюдал силуэт большого города - с небоскребами, высокими башнями и шпилями, храмами, похожими на мечети. Источник миража мог находиться за тысячи километров от Аляски.

Кстати, Аляска и по сей день остается одним из лучших мест в мире для появления миражей. Там даже создано специальное общество по изучению природных оптических явлений, которое выпускает журнал наблюдения миражей, а туристов из Канады и США возят на автобусах полюбоваться, как на ровном океанском горизонте прямо из пучины встают горы, а потом неведомо куда исчезают.

Но для того чтобы увидеть настоящий мираж, совсем не обязательно ехать на Аляску. Если в жаркий летний день встать на шоссе против солнца, то можно заметить, как дорожное полотно в 2-3 километрах от нас как будто погружается в блестящее на солнце озеро. Попробуем приблизиться к «озеру» - оно отодвинется, и сколько бы мы ни шли по направлению к нему, оно неизменно будет находиться в отдалении. Именно эти миражи в древности доводили до отчаяния путников, изнывавших от зноя и жажды. В литературе такой вид миража называют оазисным, или озерным, а не склонные к лирике физики называют его нижним, и сейчас мы поймем почему.

Природа озерного миража изучена в деталях. Солнечные лучи накаляют почву, от которой нагревается нижний слой воздуха. Он в свою очередь устремляется вверх, тут же заменяясь новым, который нагревается и утекает вверх. Световые лучи всегда искривляются от теплых слоев в сторону более холодных. В физике это явление называется рефракцией и известно со времен Птолемея. Лучи от светлого неба близ горизонта, направляясь к земле, загибаются над ней кверху и по наклонной доходят до нашего глаза снизу, точно отражаясь от чего-то над самой землей. Видим мы, конечно, кусочек голубого неба, только ниже того места, где оно есть на самом деле. А эффект блеска и переливов вызван неоднородностью потоков теплого воздуха, поднимающегося от горячей поверхности.

Те же миражи - замки, города и горы, - с которых мы начали свой рассказ, хоть и разнообразнее озерных, но в целом схожи с ними в объяснении. Ученые называют их верхними миражами. В «Метеорологии» Аристотеля приведен характерный пример, как жители Сиракуз видели иногда в течение нескольких часов берег континентальной Италии, хотя до него 150 км. Подобные явления также вызваны перераспределением теплых и холодных слоев воздуха. Уменьшение его плотности с высотой «вынуждает» лучи, отраженные от предметов, находящихся невысоко над горизонтом, искривляться книзу. А законы оптики таковы, что мы всегда видим предмет по направлению последнего отрезка пути светового луча. Поэтому атмосферная рефракция приподнимает предметы, что и позволяет заглянуть за черту горизонта. Если есть мираж нижний и верхний, почему бы не быть боковому? Удивительные явления часто можно наблюдать у хорошо прогретых стен зданий. «Приближаясь к стене форта, сделанной из песчаника, я вдруг заметил, что она заблестела как зеркало и в ней отразились и пыльные пальмы, и верблюды, тащившие на горбах наши пушки», - описывает свои впечатления от Туниса французский офицер Лазар Погю. А голландский астроном и популяризатор науки Марсель Миннарт предлагал такой оптический фокус: «Встаньте у длинной стены на расстоянии вытянутой руки и смотрите на блестящий металлический предмет, который ваш товарищ постепенно приближает к стене у другого конца. Когда предмет окажется на расстоянии нескольких сантиметров от стены, его контуры исказятся, и вы увидите на стене его отражение, как если бы она была зеркальной. В очень жаркий день изображений может быть даже два». Природа этого миража точно такая же, как у озерного. Конечно, лучи света отражаются не от стены, а от примыкающей к ней более горячей прослойки воздуха.

Для следующего, самого загадочного вида миражей, называемых фата-морганами, убедительных признанных объяснений пока не найдено. Свое название они получили в честь героини бретонского эпоса Фаты Морганы, в переводе с итальянского «феи Морганы». Говорят, что она, сводная сестра короля Артура, отвергнутая возлюбленная Ланцелота, поселилась от огорчения на дне моря, в хрустальном дворце, и с тех пор обманывает мореплавателей призрачными видениями. Вот пример документированной фата-морганы, то есть записанной очевидцами, не верить которым у нас нет оснований. 3 апреля 1900 года буры - защитники Блумфонтейна - увидели в небе боевые порядки британской армии, притом так четко, что можно было различить пуговицы на красных мундирах офицеров. Это было воспринято как дурное предзнаменование. Через два дня столица Оранжевой республики сдалась.

К фата-морганам, без сомнения, можно отнести и многочисленных «летучих голландцев», которых до сих пор видят мореплаватели. В 11 часов утра 10 декабря 1941 года команда британского транспорта «Вендор», находящегося в районе Мальдивских островов, заметила на горизонте горящий корабль. «Вендор» пошел на выручку терпящим бедствие, но через час горящий корабль завалился набок и затонул. «Вендор» подошел к предполагаемому месту гибели корабля, но, несмотря на тщательные поиски, не нашел не только никаких обломков, но даже и пятен мазута. В порту назначения, в Индии, командир «Вендора» узнал, что в ту самую минуту, когда его команда наблюдала трагедию, тонул крейсер «Рипалс», атакованный японскими торпедоносцами неподалеку от Цейлона. Расстояние между кораблями на тот момент составляло 900 км.

Каким же образом ученые пытаются объяснить подобные явления?

Если, например, следовать теории Фрайзера-Маха, то для возникновения фата-морган необходимо, чтобы зависимость температуры воздуха от высоты была нелинейной. Сначала температура возрастает с высотой, но с некоторого уровня скорость ее роста уменьшается. Подобный температурный профиль, только с более крутым «переломом», ученые называют воздушной линзой. Существование такого эффекта метеорологами обосновано, но утверждать, что именно он является причиной возникновения фатаморган, рано.

Достоверно известно и о миражах-призраках. Вот как описывает этот эффект британский метеоролог Каролина Ботли. «Жарким августовским днем 1962 года я собирала цветы. Внезапно в нескольких метрах от себя я увидела фигуру, она дрожала и покачивалась, была довольно массивной. Я в ужасе уронила букет цветов и лишь тогда заметила, что у призрака тоже был букет цветов и он тоже уронил его. Это было мое собственное отражение. Я так подробно различала все оттенки, детали, цвет тела, как будто видела себя в зеркале». Несмотря но то что мисс Ботли известна всей Америке как эксперт по погоде, можно было бы подумать, что на сей раз речь уж точно идет о галлюцинации. Но в 1965 году американский турист сфотографировал подобный призрак. С тех пор появилось с десяток фотографий миражейпризраков и даже одно любительское видео. Подобные явления обычно возникают утром, в жаркий день, когда от земли еще поднимается пар. Ученые считают, что призраки вызваны не преломлением света, а отражением на редком тумане. Но уверенно говорить о «механизмах», создающих миражипризраки, ученые пока не могут. Здесь больше догадок, чем обоснованных теорий.

Алексей Савин, кандидат физико-математических наук

Продюсер Joschi Arpa Композиторы Блинд Фэйт , The Third Ear Band Оператор Йёрг Шмидт-Райтвайн Сценарист Вернер Херцог

  • Вернер Херцог потратил годы на съемку земных пейзажей. В картину вошли далеко не все кадры – большинство отснятого материала так и осталось неопубликованным.
  • Поиски композитора заняли не меньше, чем съемки природы. В конце концов, режиссёр остановился на талантливом композиторе Леонардо Кэхене, который в своей музыке воплотил «суровость» мира.
  • Текст в «Фата-моргане» не был сочинён. Автор картины использовал строки из библии, которые, по его мнению, лучше всего описывают атмосферу отдельных сцен.
  • Съёмки фильма проходили в Камеруне, спустя несколько недель после того, как был совершён государственный переворот в стране. По прилёте Вернер Херцог был арестован местной полицией, так как одного из членов экипажа ошибочно приняли за разыскиваемого преступника. Режиссёра и несколько его компаньонов избили, после отправили в тюрьму, где они заразились шистосоматозом.

Больше фактов (+1)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Фильм состоит из трёх частей, которые раскрывают главные библейские темы: сотворение, рай и Золотой век.

Часть 1: Сотворение. «И было первое свидетельство, первое слово. Не было ни человека, ни зверя, ни птицы, ни рыбы, ни гада морского, ни древа, ни камня, ни пещеры, ни расщелины, ни пустыни, ни куста, лишь небеса были…».

Первая часть фильма повествует о создании мира. Пустынные пейзажи символизируют первозданную Землю, не населённую «ни растениями, ни зверьми, ни человеком», а кадры с мёртвыми животными – бренность тварей божьих.

Часть 2: Рай. «Рай открыт для всех, в раю только Бог надзирает над всем и всеми. Здесь ты идёшь через песок, не видя лица…».

Во второй части режиссёр показывает, как мало необходимо некоторым людям для счастья. Камерунские дети улыбчивы, даже когда их окружают развалины: «В раю даже тихий духом может сдвинуть гору… Руины в раю означают счастье… И пейзаж таков, каким его запланировал Господь…».

Часть 3: Золотой век. «В Золотой век мужчина и женщина живут в гармонии. В золотой век признаки рая всё ещё обнаруживаются на песке. В золотой век человек не забывает молиться…».

В третьей части подчеркивается, что рай может быть на Земле. Его приход возможен при условии установления между людьми взаимопонимания и гармонии: «Нет ничего лучше мира в Золотом веке. Мир умертвил войну. Нет ничего более великого, чем песок. Нет ничего более великого чем мир. Земля околдована миром».

Причудливое и изменчивое сочетание по-разному расположенных у горизонта отраженных изображений участков неба или наземных предметов. Возникает при наличии в атмосфере большого числа прослоек воздуха различной плотности.

Определение фата-морганы, “Энциклопедический словарь”.

У древних египтян существовала удивительной красоты легенда, согласно которой каждый мираж - призрак ушедшей в небытие страны. Получается, что везде, где наблюдали “прозрачный” населенный пункт, некогда существовал город. У таких мест особая аура, если можно так выразиться. У них есть душа. Но увы - в современном мире не принято верить в легенды, а с каждым днем природных загадок, которые и являются для них основной почвой, становится все меньше.

Если перевести определение из Энциклопедического словаря с птичьего на человечий, то получается, что мираж - особое оптическое явление. Воздух в атмосфере может быть разной плотности, и когда таких “разных” слоев накапливается большое количество, то солнечные лучи, преломляясь, создают изображение предмета, который может находиться за сотни километров от появления миража. Как раз из-за рефракции лучи словно заглядывают за горизонт - и получается фата-моргана.

Чаще всего мираж возникает из-за неравномерного нагревания воздуха на разных высотах. Допустим, вверху находится хорошо прогретый где-то в жарких странах слой, который занесло сюда шальным ветром, а под ним - холодный антициклон. В этом случае преломление лучей не просто неизбежно: свет может “заглянуть” достаточно далеко за линию горизонта, чтобы образовался “призрак”.

А в самой пустыне миражи и вовсе играют с путниками злые шутки. Там разогрет не только воздух, но и почва, поэтому с лучами происходит немного иная метаморфоза. За горизонт они уже не стремятся, и будут отражаться и от встретившегося предмета, и от земли. Такой луч, попадая в глаза путнику, ничем не выдаст своей “неправильности”, и спроецирует изображение предмета, от которого отталкивался, но так, словно это - отражение в воде, которой тоже вокруг “разливается” немерено. Это первый класс атмосферных миражей (а всего их три), он называется озерным, или нижним. Ученый Гаспар Монж во время своего пребывания в Египте столкнулся с этим явлением, и оставил о нем такое воспоминание:

Когда поверхность земли сильно накалена Солнцем и только-только начинает остывать перед началом сумерек, знакомая местность больше не простирается до горизонта, как днем, а переходит, как кажется, примерно в одном лье в сплошное наводнение.

Деревни, расположенные дальше, выглядят словно острова среди погибшего озера. Под каждой деревней ее опрокинутое изображение, только оно не резкое, мелких деталей не видно, как отражение в воде, колеблемое ветром. Если станешь приближаться к деревне, которая кажется окруженной наводнением, берег мнимой воды все удаляется, водный рукав, отделявший нас от деревни, постепенно суживается, пока не исчезнет совсем, а озеро теперь начинается за этой деревней, отражая в себе селения, расположенные дальше.

Существует и другой класс, называемый верхним. При этом лучи выводят изображение предмета, находящегося недалеко. А вот третий класс, к которому относятся миражи сверхдальнего видения, способен удивлять очевидцев уникальным зрелищем, показывающим предметы, находящиеся за несколько тысяч километров от места событий. Вот, как описывают его вынужденные зрители:

В ночь на 27 марта 1898 года среди Тихого океана экипаж бременского судна “Матадор” был напуган видением. Около полуночи экипаж заметил приблизительно в двух милях судно, которое боролось с сильным штормом. Это было тем более удивительно, что кругом стоял штиль. Судно пересекало курс “Матадора”, и были мгновения, когда казалось, что столкновение кораблей неизбежно… Экипаж “Матадора” видел, как во время одного сильного удара волны о неизвестное судно в каюте капитана потух свет, который виднелся все время в двух иллюминаторах. Через некоторое время судно исчезло, унося с собой ветер и волны.

Дело разъяснилось позже. Оказалось, что все это происходило с другим судном, которое во время “видения” находилось от “Матадора” на расстоянии 1700 км.

Для этой категории миражей ученые еще не нашли достоверного объяснения. Если с первыми двумя все понятно, то тут - загвоздка. Гипотез много, среди них - образование многослойных миражей второго класса, которые накладываются один на другой и тем самым создают изображение по некой цепочке.

А есть такая категория миражей, которую иначе, как призрачной, и не назовешь. Их именуют объемными, и возникают они чаще всего в гористой местности, высоко над уровнем моря. В разреженном воздухе лучи не просто отражаются от предмета в сторону скал, они еще и искривляются так, что снова возвращаются к человеку, и он видит собственное искаженное отражение. Этакий эффект бумеранга. Чаще всего такой мираж соответствует размерам предмета. от которого он отражался, но не всегда получается в одном количестве - “бумерангов” может быть и два, и три. Некоторые исследователи выдвигают безумную гипотезу, согласно которой призраки, на которых жалуются посетители старинных замков - не что иное, как объемный мираж.

В книге “Миражи Арктики”, датируемой 1940 годом, приводится свидетельство полярного исследователя из Швеции, Норденшельда:

Однажды медведь, приближения которого поджидали и которого все хорошо видели, вместо того чтобы подойти своею обычною мягкой походкой, зигзагами и нюхая воздух, соображая, годятся ли ему чужеземцы в пищу, как раз в момент прицела снайпера… распустил исполинские крылья и улетел в виде маленькой зеленой чайки.

В другой раз, во время этого же санного похода, охотники, находясь в палатке, раскинутой для отдыха, услышали крик возившегося около нее повара:”Медведь, большой медведь! Нет, олень, совсем маленький олень!” В то же мгновенье из палатки раздался выстрел, и убитый “медведь-олень” оказался маленьким песцом, который жизнью заплатил за честь несколько мгновений изображать крупного зверя.

Примечательно, что эти случаи описаны человеком, вполне заслуживающим доверия. Какова вероятность того, что на месте крошечного арктического животного появится мираж более крупного зверя, который в этот момент находится у черта на куличках? И такие фантомы возникали не только на месте животных, но и на месте человека. Невольно вспоминаются легенды об оборотнях - может, это миражи “поработали” на благо их популярности? Тут уже искривлением лучей вряд ли получится объяснить. Хотя я не физик - не мне судить.

Существует принцип “бритвы Оккама”: если происходящее можно объяснить с рациональной точки зрения, то не надо выдумывать никаких посторонних (и потусторонних) влияний на ситуацию. Миражам-оборотням дали самое простое объяснение: это просто фата-моргана. Сложное составное явление движется вместе с воздушными массами, и, соответственно, колеблется, теряя свои исходные черты и приобретая другие. Правда, эта “фата-моргана” временами бывает настолько длительной, что невольно зарождаются подозрения относительно ее иллюзорности. Любители фантастики предлагают свою версию: дескать, это вовсе не мираж, а окно в другой мир, существующий бок о бок с нашим. Просто под влиянием каких-то факторов окно ненадолго открывается, и живущие на нашей планете могут немного заглянуть в соседнюю реальность. Особенно к этой гипотезе пристрастились члены клуба “Летящее крыло”: они с завидной регулярностью опрашивают жителей разных населенных пунктов, изучают местный фольклор, чтобы выяснить места наиболее частых появлений таких “окон”. Остается надеяться, что эта группа фантастов однажды будет не только генерировать гипотезы, но и начнет хоть как-то их доказывать.

Особняком стоят фантомы дальнего видения.

Дело происходило в 20-х годах нашего столетия. Большой океанский пароход шел очередным рейсом из Европы в Америку. И вдруг недалеко от Азорских островов все, кто находился на палубе, явственно увидели “Летучего голландца”. Мысль о страшном корабле-призраке пронеслась в уме многих пассажиров и матросов. А невиданный корабль грозил врезаться в пароход. Капитан в самый последний момент громким, срывающимся голосом приказал изменить курс судна. Накренясь на правый борт, парусник пронесся мимо.

И в этот момент перепуганные, изумленные пассажиры увидели нечто еще более поразительное: по палубе парусника метались люди в старинных костюмах. Они поднимали вверх руки, что-то беззвучно кричали, словно пытаясь предупредить смертных о чем-то…

Понятно, что оставшуюся часть плавания пассажиры провели в страхе неминуемой гибели. Ведь, согласно поверью, встреча с кораблем-призраком ничего хорошего не сулит.

Когда пароход прибыл в порт, история с “Летучим голландцем” получила широкую огласку. Во многих английских газетах появились статьи о привидениях.… Только потом выяснилось, что океанский лайнер встретился с парусником, предназначенным для съемок фильма. Он должен был изображать… “Летучего голландца”. Но как только вышел в море - разразился шторм. Игра стала явью. Парусник унесло и несколько суток трепало по волнам. Встречные суда шарахались в стороны, никто не решался помочь терпящим бедствие…

Легенда об этом призрачном корабле по всем параметрам отвечает условиям образования фантома дальнего видения. Как знать, может, часть встреч с “Летучим голландцем” - не более, чем свидетельства людей, наблюдавших фантом?

Что же касается собственно миражей, то, как мне кажется, они припасли еще горсть загадок для ученых, и раскрыли не все свои секреты. Со стороны посмотреть - все (ну, почти все) достаточно просто объясняется, физика - царица науки, а те, кто верит в чудеса - фантазеры. Но рассуждать в подобном ключе получится только со стороны. Став очевидцем миража, напрочь забываешь о законах физики, по которым он образуется, и вспоминаешь о чем угодно - о волшебнице Фате Моргане, о потусторонних мирах, но только не о рациональной точке зрения.

При котором отдалённые объекты видны многократно и с разнообразными искажениями.

Фата-моргана возникает в тех случаях, когда в нижних слоях атмосферы образуется (обычно вследствие разницы температур) несколько чередующихся слоёв воздуха различной плотности , способных давать зеркальные отражения . В результате отражения, а также и преломления лучей, реально существующие (в т.ч. находящиеся далеко за горизонтом) объекты дают на горизонте или над ним по нескольку искажённых изображений, частично накладывающихся друг на друга и быстро меняющихся во времени, что и создаёт причудливую картину фата-морганы .


В культуре

Вечно изменяющиеся воздушные образы и картины фата-морганы подробно и красочно описал датский писатель Ганс Христиан Андерсен в сказке «Дикие лебеди»:

Элиза увидала перед собой как бы плавающую в воздухе гористую страну с массами блестящего льда на скалах; между скалами возвышался огромный замок, обвитый какими-то смелыми воздушными галереями из колонн; внизу под ним качались пальмовые леса и роскошные цветы, величиною с мельничные колеса. … Она видела перед собой чудный, вечно изменяющийся облачный замок Фата-Морганы. … Элиза опять устремила свой взор на замок, и вот горы, леса и замок сдвинулись вместе, и из них образовались двадцать одинаковых величественных церквей с колокольнями и стрельчатыми окнами. … Теперь церкви были совсем близко, но вдруг превратились в целую флотилию кораблей; Элиза вгляделась пристальнее и увидела, что это просто морской туман, подымавшийся над водой. … Перед глазами у неё были вечно сменяющиеся воздушные образы и картины!

Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в чёрное, шел по пустыне, где-то в Сирии или Аравии… За несколько миль от того места, где он шел, рыбаки видели другого чёрного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж. Теперь забудьте все законы оптики, которых легенда, кажется, не признает, и слушайте дальше. От миража получился другой мираж, потом от другого третий, так что образ чёрного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой. Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на Дальнем Севере…

Напишите отзыв о статье "Фата-моргана"

Примечания

См. также

Ссылки

  • (рус.) . Все для детей. Проверено 31 марта 2015.
  • Алексей Савин, кандидат физико-математических наук. (рус.) . «Вокруг Света». Проверено 4 апреля 2015.

Отрывок, характеризующий Фата-моргана

– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.
– Раздеть! Что стоите? – крикнул он сердито на фельдшеров.
Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.
После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
– Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.

Фата-моргана – это мираж , искажающий объекты до неузнаваемости. Эти необычные миражи видели не только на земле, но и в полярных регионах, в море, и в пустынях – т.е. везде и определённого места её появления нет. Мираж отражает не только красивые замки или острова, как говорят в легендах, но и обычные лодки, корабли, здания.

Фата-Моргана выполняет сложные трюки: изображение этого миража сложное, меняющееся, которое может переворачиваться, сжимается, растягивается, складываться. Это красивое оптическое явление появляется вследствие того, что лучи солнца, проходящие через нагретые воздушные слои в разном направлении, преломляются.

В большей степени это явление возникает, когда нагретый воздух поднимается ровным слоем над слоем холодного воздуха (тепловая инверсия). Слой наиболее теплого воздуха должен лежать выше холодного слоя воздуха, формируя канал, который работает как линза (являющаяся элементом, который производит эти чудные эффекты). Частенько фата-моргана обитает в полярных регионах.

Чтобы она появилась, тепловая инверсия должна быть достаточно большой, создавая сильное искривление световых лучей. При этом лучи гнуться и приобретают форму дуги. Чтобы у миража появится наблюдатель, он должен находиться в пределах атмосферного канала. Мировая литература всегда описывала красивые явления природы , в частности и Фата-моргана мелькает под видом «Летучего Голландца».

Этот самый корабль, возможно, и есть мираж, который видели моряки, а этот корабль на самом деле находился далеко и был увеличен той самой «атмосферной» линзой. В подтверждение этому стоит упомянуть то, что «Голландца» видели только на северном море (там намного вероятней появление Фанты-Морганы) и ни разу не было одинаковых кораблей-призраков.