Машиностроительный комплекс схема. Конспект урока по географии "машиностроительный комплекс". Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятий

Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация - производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная - производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная - производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая - производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная - производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

- это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод - это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики - это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
  2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?

Может ли продукция российского машиностроения конкурировать с зарубежной?

Продукция российского машиностроения в больше массе по показателям стоимости и качества уступает зарубежной.

Вопросы в параграфе

1)Какие районы выделяются производством автомобилей?

Автомобилестроение в основном развито в Центральном, Волго-Вятском и Поволжском экономических районах. Крупнейшие про­изводители грузовых автомобилей - заводы КамАЗ (Набережные Челны, Республика Татарстан) и ГАЗ (Нижний Новгород). Основ­ной центр производства легковых автомобилей - Волжский автоза­вод (ВАЗ) в Тольятти (Самарская обл.). Крупные предприятия от­расли находятся в Москве, Ульяновске, Ижевске, Миассе

2)Как вы считаете, почему автомобилестроение не представлено на Европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке?

Вопросы и задания

Главные факторы размещения автомобилестроения – трудовой и потребительский.

1. Объясните значение новых терминов, с которыми вы познакомились в тексте.

Предметная специализация охватывает предприятия и отрасли, выпускающие какой-либо вид законченной одно­родной продукции (автомобили, трактора, станки, турбины и т. д.).

Подетальная специализация присуща предприятиям и отраслям, выпускающим отдельные узлы или части про­дукции, поступающие на предметно-специализированные предприятия для комплектации основного вида продукции.

Кооперирование - организованная взаимосвязь специализированных предприятий по выпуску какого-либо продукта.

Наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов).

Трудоемкое машиностроение – требует большое количество ручного туда и персонала. Это отрасли точного машиностроения (приборостроение, электротехническое, машиностроение, авиастроение и т. д.)

Металлоемкое машиностроение – требует больших затрат металла. К наиболее развитым подотраслям относится металлоемкое тяжелое машиностроение.

2. Составьте схему основных межотраслевых связей в машиностроении. Как вы думаете, машиностроение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую очередь поставляет им свою продукцию?

Машиностроение в первую очередь поставляет свою продукцию другим отраслям. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Машиностроение использует продукцию металлургии, химической промышленности, легкой промышленности.

3. Сравните Россию с другими странами по производству автомобилей. Какие отечественные и зарубежные автомобилестроительные фирмы вы знаете?

В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000 жителей можно считать

важнейшей социально – экономической задачей. В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1 млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль – один из наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0 тыс. долл. США.

Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных

предприятиях. Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные – в Поволжье (Тольятти), микролитражные – в Серпухове.

Грузовые автомобили среднего тоннажа – выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов.

Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны) Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар)

4. Считаете ли вы, что уровень развития машиностроения определяет уровень развития страны?

Утверждение верно, поскольку эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Структура которого обширна, включает в себя непосредственно машиностроение, а также металлообработку. Продукция предприятий данного комплекса играет главную роль в процессе реализации новейших достижений современного научно-технического прогресса. Причем это актуально для всех областей народного хозяйства.

Структура сферы машиностроения

Эта крупнейшая комплексная отрасль обеспечивает все народное хозяйство страны приборами и оборудованием. Для населения она выпускает разнообразные предметы потребления. В машиностроительный комплекс входят ремонт оборудования и машин, а также металлообработка. Характерным для него является углубление специализации производств и постоянное расширение масштабов деятельности.

В состав машиностроительного комплекса включено более семидесяти отраслей. Причем все они объединены в группы согласно назначению выпускаемой продукции, сходства технологических процессов и видов используемого сырья.

В состав машиностроительного комплекса входят:

1. Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение.
2. Станкостроение , отвечающее за выпуск различного рода станков.
3. Транспортное машиностроение , включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере.
4. Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение .
5. Приборостроение, выпуск электротехники и электроники , считающийся точным машиностроением.
6. Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности.

Помимо вышеперечисленных подразделений в машиностроительный комплекс включают малую металлургию, занимающуюся производством проката и стали. Данный технологический процесс выполняется в литейных цехах. Подобные площади размещаются на машиностроительных или на специализированных предприятиях. Здесь производятся штамповки, литье, поковки и сварные конструкции.

Тяжелое машиностроение

Все заводы, входящие в данную отрасль, отличаются высоким потреблением металла. При этом они обеспечивают необходимыми машинами и оборудованием предприятия, относящиеся к горно-химическому, горнодобывающему, топливно-энергетическому и металлургическому комплексу.

Продукцией заводов тяжелого машиностроения являются узлы, детали (к примеру, валки для металлургических а также готовое оборудование (турбины и паровые котлы, экскаваторы, горно-шахтное оборудование). В составе данной отрасли находится десять подотраслей. Среди них подъемно-транспортное, путевое, атомное, полиграфическое, горное и металлургическое машиностроение, а также дизеле-, вагоно-, турбо- и котлостроение.

Самую высокую по стоимости продукцию в отрасли тяжелого машиностроения выпускают производства металлургического оборудования. Им оснащают электроплавильные и а также агломерационные фабрики. Высокой стоимостью отличается и оборудование для дробильно-размольных и прокатных производств.

Продукцией предприятий горного машиностроения являются агрегаты, используемые для разведки, а также добычи (открытым и закрытым способом), обогащения и дробления полезных ископаемых, обладающих твердой структурой. В их число входят очистные и горнопроходческие комбайны, шагающие и роторные экскаваторы. Применяют подобное оборудование на предприятиях цветной и черной металлургии, угольной и химической промышленности, а также при изготовлении строительных материалов.

Огромное экономическое значение для народного хозяйства страны имеет продукция, выпускаемая подъемно-транспортным машиностроением. Ведь с таким оборудованием в России работает порядка пяти миллионов человек. Данной подотраслью производятся электрические и мостовые краны, ленточные и стационарные конвейеры, а также оборудование, предназначенное для комплексной механизации складских помещений.

Продукция вагоно-, тепловозостроения призвана обеспечить железнодорожную сферу необходимым для нее транспортом. Эта подотрасль выпускает и путевые механизмы необходимые для рельсосварочных, укладочных, снегоочистительных и прочих работ.

Что касается турбостроения, то его основной задачей является оснащение необходимым оборудованием энергетической сферой народного хозяйства. Заводами данной подотрасли выпускаются агрегаты для атомных и гидравлических, газотурбинных и тепловых электростанций. Она же отвечает за оснащение магистральных газопроводов и поставку нагнетательных, компрессорных и утилизационных агрегатов, используемых в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а также цветной и черной металлургии.

Заводы атомного машиностроения специализируются на выпуске различного оборудования для АЭС. В этот перечень входят и корпусные реакторы.
Минимальным объемом продукции отличается полиграфическое машиностроение. На его предприятиях производят конвейеры для типографий, печатные станки и т. д.

Станкостроение

Данная отрасль машиностроительного комплекса производит:

Металообрабатывающий инструмент;
- кузнечно-прессовое оборудование;
- металлорежущие станки;
- деревообрабатывающее оборудование.

Помимо выпуска готовых изделий данная отрасль отвечает и за централизованный ремонт агрегатов, используемых для металлообработки.

Транспортное машиностроение

Одной из его отраслей является авиационная промышленность. Для изготовления продукции используются материалы и разнообразное оборудование, выпускаемое на предприятиях практически всех отраслей машиностроительного комплекса. На заводах авиационной промышленности задействованы высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, производящие грузовые и пассажирские самолеты. С конвейеров данных предприятий сходят и вертолеты разнообразных модификаций.

Продукцией ракетно-космической промышленности являются орбитальные ракеты и корабли обитаемого и грузового типа. В этих транспортных средствах прекрасно сочетаются высокие технологии и широкая межотраслевая комплексность производства.

Предприятия судостроительной промышленности используют при выпуске своей продукции большое количество металла. Но, несмотря на это, их размещение производится вне регионов, имеющих крупные металлургические базы. Это связано с большими трудностями транспортировки готовых кораблей. Предприятия судостроительной промышленности обладают многочисленными кооперационными связями с заводами многих отраслей народного хозяйства. Это позволяет производить на средствах водного транспорта установку разнообразного оборудования.

Крупнейшей отраслью машиностроительного комплекса является автомобильная промышленность. Выпускаемая ею продукция находит свое применение во всех сферах народного хозяйства. Автомобили пользуются спросом и в розничной торговле.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отличается подетальной специализацией. В процессе выпуска ее продукции задействовано небольшое количество заводов, выпускающих узлы и детали для различных стадий технологического процесса.

Тракторным и сельскохозяйственным машиностроением производятся комбайны различных видов. В их число входят льноуборочные и зерноуборочные, хлопкоуборочные и кукурузоуборочные, картофелеуборочные и другие машины. Производятся на заводах данной отрасли и разнообразные модификации колесных и гусеничных тракторов.

Приборостроение и электротехническая промышленность

Продукция, выпускаемая предприятиями этих отраслей, отличается небольшой энерго- и материалоемкостью. Однако для ее выпуска необходим подбор высококвалифицированных рабочих и научно-исследовательских кадров.

Заводы по приборостроению осуществляют наладку и монтаж средств автоматизации. В их задачи входят разработка программного обеспечения, конструирование и выпуск медицинских приборов, часов, оргтехники и измерительной аппаратуры. Подобная продукция является наукоемкой и используется для автоматического управления технологическими процессами и информационными системами.

На российских заводах, входящих в электротехническую отрасль машиностроения, в настоящее время производится более ста тысяч наименований различной продукции.

Данные изделия находят свое применение практически во всех сферах народного хозяйства. Объем продукции, выпускаемой электротехнической промышленностью, превосходит то количество изделий, которое изготавливается всеми отраслями тяжелого машиностроения в совокупности. Основная номенклатура таких товаров представлена генераторами к гидравлическим, газовым и паровым турбинам, а также электродвигателями, электромашинами, преобразователями и трансформаторами, электротермическим, электросварочным и светотехническим оборудованием.

Машиностроение для пищевой и легкой промышленности

В данную сферу производства входят подотрасли, выпускающие оборудование для трикотажной и текстильной, обувной и швейной, меховой и кожевенной, пищевой области народного хозяйства. География размещения подобных заводов зависит от близости к потребителю.

Роль в народном хозяйстве

Значение машиностроительного комплекса переоценить невозможно. Ведь эта отрасль является одной из ведущих в тяжелой индустрии РФ. На предприятиях данной сферы создается основная и наиболее активная масса основных средств, в которые входят орудия труда. Кроме того, машиностроительный комплекс оказывает значительное влияние на направление и темпы развития научно-технического прогресса, на величину роста производительности труда, а также на многие другие показатели, влияющие на эффективность развития производства.

Весь объем изделий, который производит машиностроительный комплекс России, составляет более одной трети от всей товарной продукции, выпускаемой в стране. На предприятиях данной сферы народного хозяйства трудится 2/5 от общего количества промышленно-производственных рабочих. Здесь же установлена практически четверть от всех основных фондов промышленно-производственного характера, имеющихся в стране.

Важно значение машиностроительного комплекса в жизни крупных районов России. Причем от уровня развития данных предприятий зависит развитие всех сфер народного хозяйства. Велика роль машиностроительного комплекса и в обеспечении обороноспособности России.

Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятий

Машиностроительный комплекс России обладает широкими межотраслевыми связями. Но помимо этого данное образование имеет ряд характерных особенностей. Их необходимо иметь в виду при размещении различных производств в том или ином регионе.

Прежде всего, отрасли машиностроительного комплекса обладают развитой специализацией. Другими словами, их предприятия сосредоточены на выпуске одного, или, в крайнем случае, нескольких видов продукции. При этом наблюдается высокое концентрирование. Это такой фактор машиностроения, когда производством готовой продукции одновременно занимается несколько предприятий. Возьмем, например, автомобильный завод. Его продукцией являются только транспортные средства.

Необходимые для изготовления автомобилей узлы и детали такой завод получает в готовом виде от других предприятий, число которых может быть достаточно большим. Данный фактор оказывает существенное влияние на размещение машиностроительного комплекса, которому жизненно необходимы хорошие транспортные связи. Именно поэтому многие отрасли этой сферы народного хозяйства находятся в Поволжье и Центральной России. Ведь в этих районах имеется хорошо развитая транспортная сеть.

География машиностроительного комплекса России, ориентирующегося на выпуск наиболее сложных и прогрессивных товаров (электроники и радиотехники), связана с фактором наукоемкости. Именно поэтому подобные отрасли размещают неподалеку от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. То есть поблизости от тех мест, где хорошо развита научная база.

Машиностроительный комплекс, продукция которого связана с военно-стратегическим фактором, как правило, располагают в «закрытых» городах. Это Снежинск, Новоуральск, Саров и др. Иногда такие производства находятся неподалеку от военных баз.

В факторы машиностроительного комплекса, влияющие на его развитие, входит и наличие значительного числа квалифицированного персонала. Так, наиболее трудоемкими отраслями считаются станко- и приборостроение. Именно поэтому подобные производства размещают в регионах с наибольшей концентрацией населения, то есть в Москве, Воронеже, Пензе, Рязани и т. д.

При строительстве предприятий тяжелого машиностроения учитывается их большая материалоемкость. Для выпуска продукции в данных отраслях требуется много металла. Только при его наличии можно осуществить выпуск металлургического и энергетического оборудования. Подобные предприятия размещаются в районах Урала (Екатеринбург), Сибири (Красноярск, Иркутск). Это связано с имеющейся в данных регионах крупной металлургической базы. Иногда предприятия тяжелого машиностроения ориентируются на привозное сырье. Таковые имеются в Санкт-Петербурге.

Есть такие виды машин, потребность в которых испытывают только некоторые регионы. Это касается, например, тракторов для вывоза леса и льноуборочных комбайнов. Подобную технику нелегко транспортировать, а значит, ее лучше всего производить там, где в ней существует потребность.

Испытываемые трудности

Развитие машиностроительного комплекса с 90-х годов прошлого века значительно снизило свои темпы. Одни из подобных предприятий просто закрыли, другие в значительной мере сократили объемы выпускаемой продукции. Особенно снизилось количество продукции на заводах, выпускающих станки, а также изделия точного машиностроения. В чем была основная причина данного процесса? Она крылась в низком качестве нашей продукции, которая не могла конкурировать с изделиями импортного производства. Кроме того, после распада Советского Союза произошел разрыв всех производственных связей, ранее существовавший между республиками страны.

Проблемы машиностроительного комплекса кроются и в большом износе оборудования. По данным статистики, он достигает практически 70%. Такое положение дел существует в вертолето- и судостроении, а также в радиоэлектронике. Средний возраст станков на машиностроительных заводах равен примерно 20 годам. Это не позволяет использовать при производстве продукции новые технологии. На сегодняшний день многие отрасли машиностроения требуют кардинальной модернизации оборудования. Только в таком случае выпускаемая ими продукция станет конкурентоспособной на рынке сбыта.

Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на наш рынок, такие корпорации значительно повышают уровень конкуренции.

Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Та система подготовки трудовых ресурсов, которая существовала в СССР, была попросту разрушена. На сегодняшний день возраст квалифицированных работников уже приближается к пенсионному. По причине острой нехватки молодых кадров значительно тормозится процесс модернизации машиностроительного производства. Но такое плачевное положение немного улучшается благодаря инвестиционным проектам. Строятся и уже построены новые заводы, проводится реконструкция старых предприятий, налаживаются новые и восстанавливаются ранее существовавшие производственные связи.

Тема урока: Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса.

Цели урока: Выявить роль и значение машиностроительного комплекса в хозяйстве страны, иметь представление о сложном отраслевом составе комплекса, его проблемах, знать пути их решения.

Оборудование: карта «Машиностроение», атласы, учебник, схема «Машиностроительный комплекс», выставка «Продукция МСК».

Новые понятия: машиностроительный комплекс, конверсия.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

Мы с вами живём в век механизмов и машин, в век, когда ручной труд заменяется машинным. Обратите внимание на данную выставку («Продукция машиностроительного комплекса»).

Что вы здесь видите? (Дети перечисляют).

Со многими предметами выставки вам приходится встречаться очень часто, с некоторыми - ежедневно. Их значение в нашей жизни бесспорно велико, без них уже трудно представить существование современного общества. Как все эти предметы можно назвать одним словом – МАШИНЫ.

А теперь давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на данную выставку

Итак, тема урока: « Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса». Слайд №1

Запишите число и тему сегодняшнего урока (дети записывают тему в тетради).

Давайте, исходя из темы, поставим для себя цели и в течение урока их постараемся решить (дети формулируют, учитель помогает).

    Изучение нового материала.

Давайте совершим небольшой экскурсию в историю машиностроения, узнаем, как же всё начиналось. (Сообщение и презентация)

Вы внимательно слушайте сообщение и на его основе постарайтесь дать определение, что такое машиностроительный комплекс.

На основе услышанного постарайтесь сформулировать понятие машиностроительный комплекс. Что такое машиностроительный комплекс? (Дети сами стараются сформулировать, проверка - работа с учебником стр. 63. )

Слайд №3

Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

Машиностроение является ведущим комплексом экономики. Каково его значение в хозяйстве страны? Обратите внимание на Приложение №1 у вас на столе. Слайд №4

    Крупнейший комплекс в хозяйстве страны. На его долю приходится 27% работающих и 20 % продукции промышленности России.

    Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте, в вооружённых силах.

    Машиностроение лидер экономики. Наряду с электроэнергетикой и химической промышленностью определяет темпы инновационного развития страны, её обороноспособность, качество жизни населения.

Какова же главная задача машиностроения? Найдите ответ в учебнике (работа с учебником стр. 64).

Обеспечить общество новыми, всё более совершенными машинами.

СЛАЙД №5

А теперь давайте выясним отраслевой состав.

Отраслевой состав машиностроительного комплекса очень сложный, он состоит из более 70 отраслей. Каждая отрасль играет свою роль и своё значение в этом крупнейшем комплексе. Исходя из того на сколько та или иная отрасль влияет на развитие научно-технической революции их можно объединить в три взаимосвязанные группы. Обратимся к рисунку 28 в учебнике (стр 64).

Слайд №6

    Определите 3 группы отраслей машиностроения. Объясните значимость их роли в хозяйстве.

    С какими межотраслевыми комплексами связан машиностроительный комплекс.

Существует несколько классификаций отраслей машиностроения. Я предлагаю вам воспользоваться Приложением №2 и познакомиться с одной из классификаций машиностроения. Слайд №7 .

Учитель задаёт вопросы:

    На какие четыре группы подразделяются отрасли машиностроения?

    Назовите отрасли, определяющие научно-технический прогресс во всём хозяйстве? В машиностроении?

    Какие отрасли относятся к тяжёлому машиностроению, к среднему?

Данная классификация будет необходима вам на следующих уроках при изучении географии машиностроения, т. е. при изучении размещения машиностроительных предприятий на территории страны. И немного опережая материал, давайте посмотрим на карту «География машиностроения» Слайд №8 и скажем в какой части страны наиболее развито машиностроение. Назовите экономические районы. Для примера назовите несколько крупных центров машиностроения.

Учитель пишет какую-нибудь математическую формулу на доске : a + b = c . Что я написала? При изучении какого предмета эта формула необходима? А как вы думаете можно ли использовать какую-нибудь формулу при изучении машиностроительного комплекса?

Чтобы машиностроение могло решить свою главную задачу - обеспечивать общество новыми, всё более совершенными машинами, ему необходимо выполнять определённые условия. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы. Слайд №9

К сожалению, и в настоящее время в России данные условия пока не выполняются в связи с определёнными проблемами в машиностроении.

Физкультминутка

А у нас физкультминутка,

Дружно встали, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже?

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Упражнения выполняются стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз:

    Голову держите прямо. Поморгайте, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-10.

    Посмотрите на свой указательный палец, удалённый от глаз на 25-30 см, на счёт 1-4, потом переведите взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4 раза.

    В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами - сначала в правую, а затем в левую сторону и, расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счёт 1-6.

Итак, работаем с Приложением № 3 - Слайд №10

Проблемы машиностроения:

1.Низкие темпы роста машиностроения.

2. Ранее 80 % продукции машиностроения составляло вооружение. В настоящее время соотношение военной и гражданской продукции произведённой машиностроительным комплексом в пропорции выглядит так 40:60.

3. Диспропорция в темпах роста отраслей машиностроения (прирост некоторых видов продукции (комбайны), мало товаров для населения – бытовая техника, радиоаппаратура).

4. Низкие темпы обновления продукции: износ большинства оборудования в различных отраслях хозяйства составляет 50%, обновляется на 1%.

5. Низкое качество машин. Качество – надёжность производимой продукции: в России в 1,5 – 2 раза ниже зарубежной. В первый год эксплуатации новой техники из строя выходят 20-30 %. Большая часть машин и оборудования не соответствует мировым стандартам, так Россия отстаёт от США по уровню станков с числовым программным управлением на 5-7 лет, автоматизированных производств на 7-10 лет, в электронике на 30 лет.

6. Монополизация отрасли. Выпуск определённого вида продукции сосредоточено как бы в одних руках, что приводит к отсутствию здоровой конкуренции, а конкуренция – это двигатель экономики, который у нас, к большому сожалению, практически не работает.

Как решить данные проблемы в машиностроении?

А теперь, ребята, пришло время для д/з. Слайд №11

IV . Домашнее задание.

1. Обязательное задание: § 14, ответить на вопросы - стр. 65.

2. Творческие задания на выбор:

1) Проявите творчество, самостоятельность и найдите пути решения проблем машиностроения путём поиска информации в Интернете, дополнительной литературе, прессе и т. д., а также предложить свои варианты.

2) Составить в тетради схему межотраслевых связей машиностроения.

Данные приложения вы вклеите в свои тетради для дальнейшей работы.

V . Закрепление изученного материала.

Давайте ещё раз обратимся к изученному материалу.

Откройте тетради и выполните предложенные вам задания:

Допишите недостающие слова:

    Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

    Машиностроение – ведущий (крупнейший) комплекс экономики.

    Продукция машиностроения применяется повсеместно.

    Машиностроение определяет темпы инновационного развития страны, её обороноспособность , уровень жизни населения.

    Главная задача машиностроения обеспечить общество новыми, всё более совершенными машинами.

    Формула успешного развития машиностроения 1:2:4

Вернёмся к началу урока и вспомним цели, которые мы перед собой поставили. (Слайд №2).

Выставление оценок детям

III . Рефлексивно-оценочный этап

Обучающиеся проводят оценку результатов исследования, самооценку, осмысление своей деятельности на уроке:

    Достигли ли мы поставленных целей урока?

    Как вы оцениваете свою работу и работу класса в целом на уроке?

    Что вам больше всего понравилось на уроке, что хотелось бы изменить?

    Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?

Цель для учителя:

  1. Познакомить уч-ся с новыми терминами и понятиями.
  2. Продолжать формирование у уч-ся представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России.
  3. Сформировать у уч-ся представление о машиностроительном комплексе, его значении и роли в экономике России, месте среди других межотраслевых комплексов и отраслей экономики.
  4. Проанализировать взаимосвязь машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами.
  5. Дать представление о сложном отраслевом составе машиностроения и особенностях его размещения по территории России.
  6. Формировать умение анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.
  7. Выявить особенности и проблемы машиностроительного комплекса России.

Оборудование урока:

  • Учебник «География России» 9 класс (авторы В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе).
  • Атлас «Население и хозяйство России» 9 класс.
  • Схемы «Отраслевой состав машиностроительного комплекса России»
  • Таблица «Машиностроение. Специализация экономических районов».

План модуля.

  1. Организационные моменты.
  2. Постановка целей – УЭ-0.
  3. Вводная беседа (выявление знаний уч-ся о МСК) – УЭ-1 .
  4. Самостоятельная работа уч-ся с учебником (параграф 10) – УЭ-2 – определение главной задачи МСК.
  5. Знакомство с отраслевым составом МСК – УЭ-3 .
  6. Самостоятельная работа уч-ся с учебником (параграф 11) – УЭ-4 – знакомство с факторами размещения машиностроительных предприятий.
  7. УЭ- 5 – выявление особенностей размещения МСК России.
  8. Групповая работа – УЭ – 6 – углубление знаний по теме.
  9. Обсуждение выполнения работы в группах.
  10. Коллективная работа уч-ся под руководством учителя – УЭ- 7 - знакомство со специализацией различных экономических районов России.
  11. Самоконтроль – УЭ – 8 – проверка усвоенного материала.
  12. Итог урока. Оценка работы уч-ся на уроке.

Модуль по теме «Машиностроительный комплекс России».

  1. Определить значение машиностроительного комплекса России.
  2. Определить главную задачу МСК и найти пути её решения.
  3. Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.
  4. Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий.
  5. Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России.
  6. Знакомство со специализацией различных экономических районов России.

Цель : определить значение машиностроительного комплекса России.

Цель : определить главную задачу МСК и найти пути её решения.

  1. Прочитайте параграф учебника № 10.
  2. Ответьте на вопросы:
    - Какова главная задача МСК в хозяйстве России?
    - Какие условия необходимы для выполнения главной задачи?
  3. Подумайте! Какие трудности развития МСК характерны, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано?
  4. Ответы на вопросы запишите в тетрадь.

Цель : познакомиться с отраслевым составом МСК России.

Рассмотрите предложенные две схемы «Отраслевой состав МСК России».

2. Подумайте! По каким признакам подразделены отрасли МСК?
3. Как должны соотноситься темпы развития МСК и всего народного хозяйства?
4. Какие отрасли внутри МСК должны развиваться наиболее динамично?

Цель : познакомиться с факторами размещения машиностроительных предприятий.

  1. Прочитайте параграф 11 учебника.
  2. Ответьте на вопросы:
    - Какие факторы влияют на размещение МСК по территории России?
    - Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей МСК?
  3. Составьте список терминов, относящихся к параграфам 10, 11. Всем ли терминам вы можете дать определение? Проверьте себя.
  4. Заполните таблицу, используя карту атласа «Машиностроительный комплекс России» страница № 16:

5. В чём особенности размещения МСК по территории России?
6. Почему машиностроительные заводы имеются во всех регионах России?
7. В какой части России машиностроение достигло наивысшего уровня развития? Почему?

Цель : выявить особенности размещения МСК России.

Практическая работа.

Используя текст параграф № 11 учебника, карту атласа «Машиностроительный комплекс», рисунок 14 на странице 47 учебника самостоятельно выполните следующие задания:

  1. Какие отрасли относятся к трудоёмкому машиностроению?
  2. По карте определите центры развития трудоёмкого машиностроения.
  3. Сопоставьте размещение крупнейших центров трудоёмкого машиностроения и населения России.
  4. Какие отрасли относятся к металлоёмкому машиностроению?
  5. По карте определите центры развития металлоёмкого машиностроения.
  6. В чём различие машиностроения европейской и азиатской частей России?
  7. Какие отрасли относятся к наукоёмкому машиностроению?
  8. Назовите районы, в которых, по-вашему мнению, будут развиваться наукоёмкие отрасли, докажите правильность своего ответа.
  9. Сравните карты, отражающие размещение отраслей машиностроения и чёрной металлургии. Сделайте выводы о зависимости в размещении этих отраслей. Всегда ли они совпадают?
  10. Подумайте! Почему отрасли станкостроения, электротехнической и инструментальной промышленностей обычно размещаются в районах с квалифицированными кадрами.
  11. Запишите в тетрадь общий вывод о принципах размещения металлоёмких, трудоёмких и наукоёмких отраслей.

Цель : углубить знания о МСК России.

Групповая работа.

Задание для группы № 1.

  1. Какие особенности технологического процесса характерны для тяжёлого машиностроения?
  2. На контурной карте обозначьте центры тяжёлого машиностроения:
    Екатеринбург (Уралмаш),
    Иркутск и Красноярск (заводы тяжёлых экскаваторов),
    Новосибирск (производство тяжёлых станков, кузнечно-прессового оборудования, турбогенераторов),
    Барнаул (производство паровых котлов).
  3. На основе сопоставления карт (подумайте каких ) определите, какой фактор оказывает ведущее влияние на размещение заводов тяжёлого машиностроения в указанных центрах.
    Имейте ввиду, что в машиностроении расход сырья на 1 тонну готовой продукции составляет в среднем 1,3-1,5 тонн, а затраты на транспортировку любой машины намного больше затрат на транспортировку металла, идущего на его производство.
  4. Если бы вам пришлось проектировать размещение заводов тяжёлого машиностроения, какие бы коррективы в существующее размещение вы бы внесли? Какие в связи с этим перспективы развития тяжёлого машиностроения вы могли бы назвать?

Задание для группы № 2.

  1. На контурной карте обозначьте следующие центры автостроения:
    - производство грузовых автомобилей – Брянск, Ульяновск, Москва, Набережные Челны, Миасс.
    -
    производство легковых автомобилей – Нижний Новгород, Москва, Ижевск, Тольятти.
    -
    производство автобусов – Ликино, Павлово, Курган,Краснодар.
  2. Какие территориальные сдвиги в размещении центров автостроения происходят в настоящее время? Как вы их можете объяснить?
  3. Сравните размещение производства грузовых, легковых автомобилей. Какой вывод из проведенного сравнения вы можете сделать?
  4. Практически все крупные заводы по производству автомобилей сосредоточены в европейской части России. Каким образом вы можете объяснить этот момент?

Цель : познакомиться со специализацией различных экономических районов России.

  1. Изучите рисунок 15 на странице 49 «Специализация и кооперирования машиностроения».
  2. Попробуйте! Сформулируйте определение «специализация района».
  3. Рассмотрите таблицу «Машиностроение. Специализация экономических районов России».

Таблица 1.

«Машиностроение. Специализация экономических районов России».

Экономический район Важнейшие центры Отрасли специализации Факторы развития
Северный Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Северодвинск Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, трелёвочные трактора, судостроение Ориентация на потребителя, металлургия
Северо-Западный Санкт-Петербург, Новгород,

Псков, Тихвин

Тяжёлое, общее, энергетическое машиностроение, электротехника, судостроение, радиоэлектроника, оптика, приборостроение. Высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, ориентация на потребителя, металлургия
Централь- ный Москва,

Ярославль. Брянск, Калуга, Владимир, Тула, Муром, Ковров, Александров

Автомобилестроение, электротехника и радиоэлектроника, приборостроение, авиационно-космическое, станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение оборонная промышленность Выгодное ЭГП, высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, концентрация основной части потребителей, металлургия
Центрально- Черно-зёмный Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск Радиоэлектроника, авиастроение, приборостроение, горно-рудное машиностроение, станкостроение, тракторостроение Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), мощная металлургия
Волго - Вятский Нижний Новгород, Киров, Саранск, Чебоксары, Арзамас Автомобилестроение, авиастроение, судостроение, электротехника и радиоэлектроника, станкостроение, тракторостроение, оборонная промышленность
Северо – Кавказский Ростов-на-Дону, Краснодар, Таганрог, Вогодонск, Новочеркасск, Ставрополь Сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое, транспортное машиностроение Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), трудовые ресурсы.
Поволжский Самара, Саратов, Волгоград, Казань, Ульяновск, Пенза, Астрахань, Тольятти, Набережные Челны, Энгельс Автомобилестроение, авиационно-космическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, электротехника. Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя
Уральский Екатеринбург, Челябинск, Орск, Пермь, Уфа, Курган, Нижний Тагил, Оренбург Энергетическое, тяжёлое, транспортное и химическое машиностроение, автомобилестроение, оборонная промышленность Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитая металлургия
Западно- Сибирский Новосибирск, Омск, Барнаул, Киселёвск, Прокопьевск, Томск, Новокузнецк, Рубцовск, Бердск Энергетическое, горно-шахтное, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника, оборонная промышленность Ориентация на потребителя, высокая обеспеченность энергией, развитая металлургия.
Восточно- Сибирский Красноярск, Иркутск, Абакан, Минусинск Сельскохозяйственное и тяжёлое машиностроение, судостроение, вагоностроение. Высокая обеспеченность энергией
Дальне-восточный Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амурк Судостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение Ориентация на потребителя

4. Сопоставьте данные таблицы «Машиностроение. Специализация экономических районов России» с картами атласа.
5. В каких районах наиболее и наименее полный состав МСК.
6. Постарайтесь! Выявите географические закономерности в изменении набора специализирующих отраслей по территории России.

Цель : самоконтроль.

Определите уровень полученных знаний по теме «Машиностроительный комплекс России».

  1. Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей
    А) использующих разнообразные машины;
    Б) производящих разнообразные машины;
    В) осуществляющих ремонт и проектирование машин.
  2. Для всех отраслей машиностроения важным фактором размещения является:
    А) высококвалифицированные кадры;
    Б) транспортные магистрали;
    В) потребитель.

3. Установите соответствие:

4. Установите соответствие:

5. Машиностроительные заводы России расположены:

А) во всех экономических районах;
Б) только на западе страны;
В) в основном в Центральной России.

Критерий оценки:

  • Максимальное количество баллов -10.
  • «5» - 10 баллов.
  • «4» - 8-9 баллов.
  • «3» - 6-7 баллов.

Домашнее задание – решить задачу:

Коммерсант-посредник, занимающийся покупкой и продажей легковых автомобилей, за минувший год совершил командировки в следующие города СНГ: Брест, Екатеринбург, Запорожье, Ижевск, Москву, Находку, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт – Петербург, Тольятти. Какие операции (закупку или продажу) осуществлял коммерсант в каждом из городов? Назовите марки интересовавших его в каждом городе автомобилей?