О домах на территории открытых военных городков. Закрытый военный городок. Обзорная экскурсия. Проживание в военном городке по ордеру – военнослужащий и его семья

Которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 24, ст. 2616; 2001, № 32, ст. 3406; № 47, ст. 4455; 2002, № 4, ст. 355; № 28, ст. 2892; 2003, № 7, ст. 679; № 12, ст. 1173; № 50, ст. 4918; 2004, № 20, ст. 1965; 2006, № 4, ст. 446; № 46, ст. 4809; 2008, № 44, ст. 5122; 2009, № 39, ст. 4621; 2010, № 12, ст. 1384; 2011, № 35, ст. 5101; № 42, ст. 5946).

Изменения,
которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности
(утв. Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 487-р)

Исключить:

в подразделе "Республика Бурятия" следующие позиции:

в подразделе "Республика Дагестан" следующие позиции:

подраздел "Республика Коми";

в подразделе "Республика Саха (Якутия)" следующие позиции:

в подразделе "Краснодарский край" следующие позиции:

подраздел "Красноярский край";

в подразделе "Приморский край" следующие позиции:

в подразделе "Ставропольский край" следующую позицию:

в подразделе "Хабаровский край" следующие позиции:

в подразделе "Амурская область" следующие позиции:

подраздел "Астраханская область";

в подразделе "Волгоградская область" следующую позицию:

в подразделе "Воронежская область" следующую позицию:

в подразделе "Ивановская область" следующую позицию:

в подразделе "Калужская область" следующую позицию:

в подразделе "Камчатский край" следующую позицию:

в подразделе "Ленинградская область" следующие позиции:

"Волховский р-н, пос. Новая Ладога 1";
"Всеволожский р-н, пос. Елизаветинка, п/о Варметяги 1
Всеволожский р-н, п/о Куйвози 1";
"Всеволожский р-н, п/о Ладожское Озеро 1";
"Всеволожский р-н, г. Сертолово 1 к";
"Всеволожский р-н, пос. Токсово 61
Выборгский р-н, пос. Великое 305/3";
"Выборгский р-н, пос. Новинки 5011/1";
"Выборгский р-н, пос. Сосновая Горка 30512
Гатчинский р-н, пос. Пижма 60255";
"Ломоносовский р-н, пос. Б. Ижора 60344
Ломоносовский р-н, Вилозское сельское поселение КС-5";
"Приозерский р-н, п/о Саперное 1";
"г. Гатчина 2";
"г. Кингисепп 7044/2
г. Кировск 60177";
"г. Лодейное Поле 6";

в подразделе "Московская область" следующие позиции:

в подразделе "Мурманская область" следующие позиции:

"Кольский р-н, п/о Мурмаши 23";
"Ловозерский р-н, пос. Ревда 7
Ловозерский р-н, пос. Ревда-3 47
Мурманский р-н, пос. Килп-Явр 1";
4
5
Печенгский р-н, пос. Луостари 15";
"Печенгский р-н, пос. Печенга 13";
"Печенгский р-н, пос. Печенга 21
Печенгский р-н, пос. Печенга 44";
"п/о Печенга-1, гарнизон Спутник 42";
"г. Кандалакша 50";
"Кандалакшский горсовет, пос. Алакуртти 6
Кандалакшский горсовет, пос. Алакуртти 21";
"г. Мончегорск 56
г. Мончегорск 90";

в подразделе "Новгородская область" следующие позиции:

в подразделе "Псковская область" следующие позиции:

в подразделе "Сахалинская область" следующие позиции:

подраздел "Тамбовская область";

в подразделе "Тверская область" следующие позиции:

в подразделе "Забайкальский край" следующие позиции:

"Борзинский р-н, г. Новая Борзя 64";
15";
"Карымский р-н, ст. Туринская 173";
"Могойтуйский р-н, ст. Ага 40";
"Читинский р-н, пос. Атамановка 258
Читинский р-н, ст. Гонгота 251
Читинский р-н, ст. Домна 2/38";

подраздел "г. Санкт-Петербург".

Е.А. ГЛУХОВ
Глухов Е.А., капитан юстиции, помощник командира войсковой части 58147 по правовой работе.
С 1998 года определение закрытого военного городка дано в Законе. Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). При этом, исходя из смысла Закона, военный городок, имеющий соответствующие признаки (расположение в населенном пункте и имеющие пропускной режим либо расположенный вне населенного пункта, принадлежность жилого фонда государству) может, но не обязательно должен, быть включен в перечень закрытых военных городков. В этой же статье Закона сказано, что служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Означает ли это, что все жилые помещения закрытого военного городка являются служебными? Отнюдь. Существуют юридические признаки служебного жилого помещения (см.: Фатеев К.В. Жилищные права военнослужащих и членов их семей):
- назначение помещения;
- заселение определенным кругом лиц (военнослужащими и служащими РА);
- нахождение помещения в служебном здании, вблизи организации (на территории военного городка);
- включение помещения в число служебных соответствующим органом.
Жилые помещения закрытых военных городков согласно п. 1 ч. 2 ст. 7 ранее действовавшего Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" состоят в государственной собственности РФ и являются ведомственным жилым фондом. Но, как уже было указано выше, перевод жилого помещения в разряд служебного осуществляют не министерства и ведомства РФ, а местные органы власти. Рассмотрим теперь ситуацию, когда начиная с момента вступления в силу распоряжения Правительства РФ (с 1 июня 2000 г.) люди оказались проживающими в закрытом военном городке, но решения местных органов власти о том, что их жилище является служебным, еще не было. Ведь в закрытых военных городках предоставляются служебные жилые помещения. Однако, как следует из п. 4 разъяснения ГлавКЭУ МО РФ от 5 января 2001 г. N 147/3/4/26/4, включение военного городка в перечень закрытых не влечет за собой автоматически приобретение жилым фондом городка статуса служебного. Жилые помещения приобретают такой статус по представлению КЭЧ гарнизонов решением органов местного самоуправления. Можно ли перевести жилье в разряд служебных без согласия проживающих в нем лиц? По мнению автора, нельзя, так как квартира в это время обременена правом пользования проживающими там лицами. А вот все вновь возводимые жилые помещения в закрытых военных городках, а также жилые помещения, освобождаемые за выездом, могут использоваться в дальнейшем только со статусом "служебное".
По мнению автора, в настоящее время вопрос жилья в закрытых военных городках требует принятия нормативных актов на уровне законов и постановлений Правительства РФ. Для сравнения: 17 декабря 2002 года было принято Постановление Правительства РФ N 897 "Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации". В нем собраны в один нормативный документ основные положения о служебном жилье, о порядке его получения и использования. Но на военнослужащих Министерства обороны РФ этот документ не распространяется.
На территории России находятся более 1700 закрытых военных городков, в которых проживают тысячи военнослужащих со своими семьями, граждан, уволенных с военной службы, и члены их семей, гражданский персонал воинских частей и учреждений. Проживают на территории закрытых военных городков (ЗВГ) и лица, не имеющие никакого отношения к Вооруженным Силам РФ. И хотя закрытые военные городки уже изначально были предназначены только для размещения военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС РФ и членов их семей, многие квадратные километры жилой площади в закрытых военных городках безвозвратно ушли из ведения Министерства обороны РФ (иного органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба). Это происходит и в настоящее время на фоне долголетних очередей на получение жилья и низкого уровня его строительства военными ведомствами. Попробуем понять причины отторжения жилья в закрытых военных городках от военного ведомства.
Первая причина - военнослужащие с семьями остаются проживать в жилых помещениях закрытых военных городков и после увольнения их с военной службы. Согласно статье 94 ранее действовавшего ЖК РСФСР эта категория граждан не могла быть выселена из занимаемых ими жилых помещений в военных городках без предоставления им другого благоустроенного жилого помещения. А так как у войсковых частей обычно отсутствуют другие благоустроенные жилые помещения, то и людей из квартир никто не выселяет. Оппоненты могут возразить, что статья 94 ЖК РСФСР уже утратила силу в связи с вступлением в силу с 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса РФ. Да, но в ст. 13 Вводного закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ указано: "граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, не могут быть выселены из указанных помещений без предоставления им других помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ". Анализируя данную норму Закона, можно прийти к выводу, что и по новому жилищному законодательству лица, до 1 марта 2005 года законно занимающие служебные жилые помещения в закрытых военных городках, могут быть выселены оттуда только с предоставлением другого жилья. Однако уже не обязательно предоставляемое жилье должно быть благоустроенным. Но ни для кого не секрет, что в городах у воинских частей нет свободного жилья, поэтому выселять своих бывших военнослужащих просто некуда и соответственно невозможно.
Вторая причина более противозаконна. Речь идет о фиктивных браках и переходе жилого помещения "супругам". Согласно п. 21 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается. Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя". Получается, что вселение лиц в жилые помещения закрытых военных городков (даже не служебные, о чем речь пойдет ниже) разрешается, если гражданин: а) имеет отношение к МО РФ - работает (служит) в воинской части либо военном учреждении; б) является нетрудоспособным иждивенцем нанимателя жилого помещения. Каких-либо особых трудностей поступить на работу в военное учреждение и стать лицом, имеющим отношение к МО РФ, лично я не усматриваю. А через некоторое время, когда новоиспеченного супруга зарегистрируют по новому месту жительства в служебной квартире, ничего не помешает этому работнику уволиться из военной организации. Но уже с правом проживать в своей квартире, после чего старый квартиросъемщик уезжает жить в другой населенный пункт с некоторой суммой денег. Практически речь идет о незаконной притворной сделке, которая может быть оспорена в суде командиром части, но доказать ее притворность будет очень затруднительно.
А теперь остановимся более подробно на указанной норме военного законодательства. Свобода выбора места жительства относится к числу основных прав граждан. В то же время Конституционный Суд отмечает, что право гражданина РФ свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции России оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. Так, согласно ст. 8 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом, в том числе в закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Причем в отношении ЗАТО такой Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", где в ст. 3 прописаны ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, существует. Ограничения проживания граждан на территории закрытых военных городков установлены не федеральным законом, а Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ", который зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2000 г. за N 2260.
Таким образом, ведомственным нормативным актом установлен запрет на вселение иных граждан, кроме имеющих отношение к Министерству обороны, в жилые помещения домов ЗВГ. Законность данного требования подтверждена решением Верховного Суда РФ от 13 ноября 2003 г. N ВКПИ03-96. Причем интерес вызывает то, что речь идет не только о служебных жилых помещениях, а о всех жилых помещениях закрытого военного городка, в том числе неслужебных и даже ранее приватизированных. Интересно еще и то, что для сотрудников органов внутренних дел, ФСБ, военнослужащих внутренних войск МВД РФ, таможенных органов и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ согласие специальных органов на вселение в занимаемое им служебное жилое помещение других лиц не требуется (ст. 20 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам ФСБ, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ).
Согласно ранее действовавшему ЖК РСФСР (ст. 101) жилое помещение включается в число служебных решением местных органов власти. В настоящее время ст. 101 ЖК РСФСР утратила силу и не применяется. В новом Жилищном кодексе РФ есть целый раздел IV о специализированном жилищном фонде, но на вопрос о том, к чьей компетенции относится вопрос о переводе жилья в разряд служебного и порядок оформления такого перевода, ЖК РФ в ст. 92 отсылает к нормативному акту, который должен быть принят Правительством РФ. А так как такого нормативного акта на федеральном уровне еще не принято, то с 1 марта перевод жилья закрытых военных городков в разряд служебного приостановлен.
Вот те некоторые моменты, которые, надеюсь, привлекут внимание законодателя к проблемным вопросам закрытых военных городков и служебного жилья, а также будут интересны читателям.
Закон и армия, 2005, N 7

Десятки тысяч жителей закрытых военных городков наконец-то получат возможность приватизировать свои квартиры.

Эту возможность им предоставило распоряжение правительства РФ N1470 от 19 августа нынешнего года.

Новый документ вывел из состава охраняемых жилищных зон Вооруженных сил и Федеральной службы безопасности более 130 населенных пунктов в 39 российских регионах. Они разбросаны по всей стране - от Хабаровского края до Калининградской области.

Своеобразным лидером в этом списке стало Приморье с 17 еще недавно закрытыми населенными пунктами. В Забайкалье из особого правительственного списка вычеркнут 10 городов и поселков, в Калининградской области - 16, в Волгоградской и Ростовской областях, а также Краснодарском крае - по 7. Ровно столько же военно-территориальных образований откроют в Московской области. Среди них немало известных городов. Например, Звенигород и Кубинка. Причастность кое-каких населенных пунктов Подмосковья к оборонным объектам легко определяется по цифровой добавке к их названиям. Скажем, в распоряжении кабинета министров упоминаются Коломна-1, Солнечногорск-2, Чехов-4, Кубинка-1.

Статус некогда закрытых военных гарнизонов правительство поменяло по представлению минобороны. Для чего это было сделано? В военном ведомстве корреспонденту "РГ" объяснили, что такая открытость связана с двумя причинами. Первая обусловлена новым обликом Вооруженных сил. Еще лет десять назад на балансе минобороны находились 7640 военных городков со 175 639 зданиями так называемого казарменно-жилого фонда. Он вмещал 710 тысяч квартир, где проживало около 2 миллионов человек. Только на содержание армейского жилья ежегодно тратилось около 30 миллиардов рублей.

Сейчас взят курс на укрупнение военных городков. Многие гарнизоны решено ликвидировать или перевести в места массовой дислокации войск. Когда речь идет о доступных любому россиянину объектах, проблема решается относительно просто. Военные семьи переводят из расформированного военного городка к новому месту службы, а землю и здания со всеми коммуникациями передают на баланс муниципальных властей. Люди, которые давно расстались с армией, но проживали на территории воинской части, автоматически переходят из разряда "военного" населения в гражданское. Если поблизости от гарнизона нет муниципального образования, народ переселяют в другие места с помощью государственных жилищных сертификатов и иных социальных программ.

С закрытыми военными городками ситуация сложней. И именно с ней связана вторая причина выхода соответствующих распоряжений правительства. Дело в том, что пока населенный пункт фигурирует в особом списке кабинета министров, все жилье и здания соцкультбыта на его территории относятся к служебному ведению. Такие квартиры по Жилищному кодексу РФ нельзя приватизировать, а следовательно - продавать и завещать. Затруднен даже их обмен. Ему обязательно должно предшествовать заключение договора социального найма на жилье.

От таких ограничений особенно страдают семьи военных пенсионеров. По закону они подлежат отселению из закрытых армейских и флотских городков. Квартиры по избранному месту жительства ветеранам со стажем обязаны предоставлять муниципальные власти. Но на практике такое случается редко - у мэров и глав администрации хватает своих очередников на квадратные метры. Поэтому отставники не спешат расставаться с военными "служебками". Временная крыша над головой на десятилетия становится для них постоянной.

Чтобы как-то помочь бывшим капитанам-майорам и их семьям, правительство время от времени пересматривает список закрытых военных городков, вычеркивает оттуда населенные пункты. Это дает возможность людям переводить свое ведомственное жилье в обычное и затем приватизировать служебную жилплощадь. В минобороны к такой практике относятся с пониманием.

Однако это не значит, что все закрытые военные городки со временем поменяют свой статус. В Вооруженных силах были и всегда останутся гарнизоны, круглосуточная охрана и жесткий пропускной режим в которых вызваны служебной необходимостью. Судя по всему, для них будет разработан особый механизм отселения отставников.

Солнечногорский район рекордсмен по количеству военных городков в Московской области. За последние несколько лет большинство из них были сняты с баланса министерства обороны(открыты). Жители таких городков до сих пор чувствуют себя брошенными и на это есть веские причины. В сегодняшней статье мы разберемся в чем отличается жизнь населения в закрытом военном городке и в поселении, которое передано на баланс муниципалитета.

Полное отсутствие обслуживание домов, дорог, муниципальных заведений, запущенное благоустройство- вот только несколько проблем, с которыми сталкиваются жители бывших военных городков. Почему так происходит? После снятия городка с баланса министерства обороны его следует прикрепить какому либо муниципальному образованию. Затем, все социальные объекты, дома и дороги передаются во владение данного муниципалитета. Однако этот процесс затягивается на многие годы и обслуживать жителей в этот период просто некому. Яркий тому пример- Выстрел. Пока объект не установят на баланс Солнечногорского района — обслуживать его город права не имеет, а министерство обороны, под предлогом передачи военного поселения городу, финансировать его тоже отказывается.

Как живется в закрытом военном городке? По логике вещей управляющие предприятия там исправно функционируют и добросовестно выполняют свои обязательства.

Давайте разбираться. В качестве примера возьмем закрытый военный городок(ЗВГ) Солнечногорск-30(Миронцево).

Первое отличие от открытого городка. На территорию городка по уставу пропускают только по пропускам. Благодаря этому преступности в городке практически быть не должно. Так ли это на самом деле?

В Советское время- возможно, но сегодня много что уже поменялось… Вокруг территории городка установлен бетонный забор. Можно провести параллель с железной дорогой Солнечногорска, пересечь которую можно только через мост, но это только официально. Всем жителям прекрасно известно, что около рынка(где раньше был наземный жд переход), благодаря проделанному ими же пролому в заборе, практически без проблемно можно пересечь жд пути. Железнодорожники неоднократно пытались заделать проход, но их попытки успехом не увенчались. Решетка, закрывающая пролом в заборе благополучно демонтировалась жителями в течении 24 часов. После же, последовало еще несколько попыток закрыть пролом. Ответом на это стал полный снос двух плит бетонного забора.

С нашим военным городком совершенно аналогичная ситуация. Тут даже пояснять ничего не нужно:

А вечером через этот пролом, по словам жителей, на территорию городка регулярно толпой ходят мигранты. Исходя из этого, «закрытым» городок уже можно назвать только условно.

ЖКХ.

В отличии от муниципалитетов, обслуживанием домов и территории в городке занимается не коммерческая фирма, а государственное предприятие, принадлежащее министерству обороны.- это будем считать вторым теоретическим отличием ЗВГ и ОВГ. Раз обслуживанием занимается ГУП, то может быть состояние домов и дорог достаточно хорошее?

Фактической разницы от открытых военных городков мы не увидели и здесь. На обслуживание средства практически не выделяются,и это ярко сказывается на общем состоянии городка. Если же в городе управляющие компании зачастую недобросовестно растрачивают налоги жителей, то здесь же просматривается просто полное отсутствие финансирования.


Штукатурка в подъездах отваливается, окна прогнивают.

В открытых городках зачастую можно встретить заброшенные здания советской эпохи. Может быть в закрытом городке все подобные здания функционируют и хоть как-нибудь поддерживаются?

Опять же нет. Здания благополучно забрасываются и разваливаются.


Отличительные особенности.

Из-за статуса «закрытого городка» в поселении есть соответствующие проблемы. Отсутствие интернет-провайдеров, магазинов и социальных объектов. Вот уже пол года жители Миронцево вообще живут без аптеки. На территории городка есть школа и детский сад. Примерная численность населения- 5-6 тысяч человек. На автобусе до Солнечногорска ехать около 30и минут.

Жалобы местному управлению по поводу отсутствия аптечного пункта игнорируются. Мы обратились в администрацию Солнечногорского района, с надеждой достучаться от туда до министерства обороны,но там помогать нам отказались:


Повторный запрос мы направили в правительство Московской области.

Перспективы городка.

Сенеж, Тимоново, Выстрел- эти, ранее закрытые, военные городки переданы, а некоторые из них до сих пор передаются, на баланс города Солнечногорска. Это сделать не так сложно, так как они практически граничат с городом. Миронцево же отдалено от Солнечногорска на 15 километров, поэтому о передачи его на баланс города и речи идти не может. А ближайшие сельские поселения брать на себя обслуживание городка,во всяком случае пока-что, не в состоянии.

Жителям остается только ждать лучших времен. Они обязательно настанут и жизнь в городке наладиться, однако когда это произойдет — вопрос риторический.

Итог.

Закрытые военные городки в нашем районе назвать «закрытыми» можно только условно. На конкретном примере мы убедились, что жизнь в таких поселениях ничем не лучше жизни в открытых городках, переданных муниципалитетам, а статус «закрытый» лишь добавляет проблем местному населению.



понятие "военный городок", которое дается в п.34 гл.II Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии в СА и ВМФ, введенного в действие Приказом МО СССР от 22 февраля 1977 года N 75.

Под военным городком понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих СА и ВМФ (в настоящее время - гражданского персонала). Воинские части, как правило, размещаются в военных городках. Пункт 35 указанного Положения делит военные городки на закрытые и открытые. А закрытые военные городки в зависимости от расположения по отношению к населенным пунктам подразделяются на:

а) военные городки воинских частей, расположенных в населенных пунктах, имеющие систему пропусков;

б) обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне черты населенных пунктов.

Порядок утверждения перечней закрытых военных городков, в том числе и обособленных военных городков, устанавливался Министерством обороны на основании соответствующего Постановления ЦК КПСС и СМ СССР, где и указывалось на необходимость возложения функций определения видов военных городков руководящим министерством Министерством обороны, и отражения данного вопроса в актах органов военного управления. Указание на то, что перечни закрытых военных городков утверждаются командующими войсками военных округов, последовало в п.35 Приказа МО СССР N 75, 1977 год, и право утверждения перечней закрытых военных городков, находящихся на территории округа, флота, независимо от подчиненности воинских частей, размещенных в таких городках, подтверждено в п.2 Приказа МО СССР "О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с СА и ВМФ, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы" от 23 декабря 1980 года N 363.

Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года N 1625-р в п.1 исполнительным органам государственной власти республики в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было указано исключить случаи изменения статуса обособленных и закрытых военных городков.

Как следует из Постановления от 14 июля 1992 года N 3298-1, принадлежность военного городка к закрытым определяется его соответствием статусу закрытого административно-территориального образования по Закону РФ "О закрытом административно-территориальном образовании".

Для выяснения вопроса о принадлежности военного городка к закрытым административно-территориальным образованиям следует установить:

1. Был ли ранее военный городок создан как закрытый в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР?

2. Не был ли закрытый военный городок упразднен, если сохранение особого режима утратило актуальность?

3. Принималось ли решение о вновь создаваемом закрытом административно-территориальном образовании (имеется в виду военном городке) в актах органов государственной власти и управления, а после 5 декабря 1996 года, даты вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 1996 года, - Президентом РФ?

Для любого гражданина установление вышеперечисленных фактов представляет значительную сложность, поэтому, очевидно, назрела необходимость если не в официальном опубликовании перечня закрытых военных городков, являющихся закрытыми административно-территориальными образованиями, с указанием момента установления такого статуса и документа, его определяющего, то хотя бы в актах органов военного управления.

Думается, единственное, что могут установить жители военных городков, так это факт включения военного городка, где они проживают, в перечень закрытых военных городков приказом командующего войсками округа. Достаточно ли этого для подтверждения факта соответствия статуса такого военного городка статусу закрытого административно-территориального образования? Нет, представляется обязательным создание закрытого военного городка как закрытого административно-территориального образования на основании акта органа государственной власти и управления, а после 5 декабря 199..... года - по решению Президента РФ.

Одним из важных фактов, указывающих на принадлежность военного городка к закрытым административно-территориальным образованиям, как было уже отмечено ранее, является наличие органов местного самоуправления, образованных в соответствии с п.1 ст.4 Закона.

Представляет интерес по данному вопросу судебная практика, изложенная в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ и определениях Судебных коллегий Верховного Суда РФ по гражданским делам ("Бюллетень Верховного Суда РФ" N 2, 1996 год, с.6-7). В разъяснениях, в частности, было указано, что правовой статус военного городка определяется не только внешними признаками (например, военный городок не отвечает требованиям закрытого военного городка: отсутствует пропускная система), но и правовыми актами, изданными компетентными органами. Ненадлежащее содержание технических средств и недостатки в организации пропускного режима сами по себе не могут свидетельствовать об отсутствии статуса закрытого военного городка.

Ответ дан с использованием статьи юриста ИВАНОВОЙ Светланы "Статус военных городков"