Конспекты занятий в доу по здоровьесберегающим технологиям. Конспект нод по здоровьесберегающим технологиям на тему: « в сказачной стране – здоровье. Комплекс дыхательной гимнастики

Конспект НОД "Познавательное развитие" в средней группе

Тема занятия: "Помоги тучке".
Гоголова Вера Захаровна, воспитатель 1 категории, МКДОУ детский сад №11 "Алёнушка", город Биробиджан Еврейской автономной области.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию,с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей среднего дошкольного возраста.Данный материал будет полезен для воспитателей младшего и среднего дошкольного возраста. Этот конспект обучающего и познавательного характера, направленный на развитие мышления,по средствам создания проблемной ситуации,совершенствование двигательных умений и навыков детей.
Направление: Речевое познавательное, физическая культура, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция областей: познавательные развития, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: развивать мышление, по средствам создания проблемной ситуации; совершенствовать двигательные умения и навыки детей; развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с дикими животными; познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных.
Формировать представление детей о свойствах воды (жидкая, без запаха, прозрачная).
Развивающие: продолжать развивать связную речь. Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Воспитательные: воспитывать исследовательский интерес путем создания проблемной ситуации и опытной деятельности.
Материалы: слайды с изображением леса, конверт, листочки, игрушки диких животных, мнемотаблица, дуги, кочки, емкости с водой, салфетки.
Ход:
Ребята сегодня у нас в детском саду много гостей. Так и хочется им всем – всем пожелать: «Доброе утро!». Поэтому давайте пожелаем доброго утра нашим гостям весёлой песенкой.

Доброе утро улыбнитесь скорее
И сегодня весь день будет веселее
Мы погладим лобик, носик и щечки
Будем мы красивыми как цветочки
Разотрем ладошки сильнее – сильнее,
А теперь похлопаем смелее – смелее,
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережём
Улыбнёмся снова – Будьте все здоровы!


Ветерок встречая осень мне в окошко листик бросил постучал тихонько в раму получите телеграмму. (читает телеграмму)
Что случилось вдруг в лесу всё никак я не пойму все листочки пожелтели, с ветки медленно слетели, застелили всю округу и пустились в пляс по кругу) Что же случилось ребята? Давайте мы с вами вспомним, что мы знаем об осени.
Я буду спрашивать, и кидать мяч, а вы отвечайте да или нет.


Поиграем в игру. Приметы осени.
Осенью цветут цветы?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

Часто-часто льют дожди?
Тучки солнце закрывают?
Плач


Кто это? (указывает на изображение грустной тучки)
Какое настроение у нее? /ответы детей/ А почему она грустная? (ответы)
Ребята, тучка пролетала над лесом зацепилась за дерево и растеряла свои капельки.
- Что же нам делать? /ответы детей/
Ребята давайте поможем, найдём тучке капельки. Путь у нас будет трудный.
Построились в шеренгу по одному, впереди воспитатель. (дети повторяют за воспитателем).


Разминка:
1. На дорожку встали, дружно зашагали (ходьба друг за другом) .
2. Узкий мостик впереди, нужно нам его пройти (на носочках, руки над головой) .
3. Мы на пяточках пойдем, каблучки не обобьем (руки за головой, на пятках) .
4. Сзади камушек упал, нас немного напугал (бег).
Куда мы пришли? (лес)


Здесь, куда ни бросишь взгляд, камни на тропе лежат (набивные мячи). Зачем мы пришли? Где здесь можно поискать? Ребята, встаньте каждый за своим «камнем», поищем капельки.
Обще развивающие упражнения (воспитатель просит детей повторять стишки за ним) :
1. Головою покрутили.
Вот так, вот так,
Головою покрутили. (повороты головы вправо, влево) .
2. Вместе капельки искали, дружно дерево качали.
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали (ноги на ширине плеч, руки над головой, наклоны в стороны) .
3. Наверху мы поискали, руки выше поднимали.
Вот так, вот так, руки выше поднимали (прыжки на месте, хлопки над головой) .
4. Даже камни поднимали.
Вот так, вот так,
Даже камни поднимали (наклониться, поднять набивной мяч, опустить мяч, выпрямиться)
Воспитатель: Ребята, мы нашли капельки?
Дети: Нет, не нашли.
Воспитатель: Уберем камни с дороги и что же будем дальше? (ответы детей: идти дальше)


Воспитатель: А впереди у нас болото, будем прыгать по кочкам.
Вот мы пришли домик белочки нашли (Дерево с дуплом)


А вот и сама белочка. Давайте с ней поздороваемся.
(Дети здороваются с белкой).
Описываем белочку по мнемотаблице
Воспитатель: Может белочка знает, где находятся капельки от тучки (спрашивает у белочки).
Белочка не знает, но поможет укрепить наш организм, чтобы мы чтобы мы не устали в пути. Посмотрите сколько шишек в корзинке, берите по одной.
Шишку в ручку мы возьмём
И тихонечко сожмём.
А теперь возьмём другой!
Повторяйте все за мной!
Покатаем по ладошке
И по пальчикам немножко.
А теперь положим шишку
Тихо-тихо, словно мышку!
(идут дальше по канату приставным шагом). Воспитатель: Посмотрите, кто на пригорке? (медведь)


Предлагаю сесть на подушечки и отдохнуть.
Описываем медведя по мнемотаблице
Воспитатель: как вы думаете что любит медведь больше всего? Определим это по запаху. Делаем вдох носом, выдох ртом.
Воспитатель: нашли мы у мишки капельки? (ответы детей)
Идем дальше (пролезание под дугами – кустиками).
Пролезание под дугами


Воспитатель: Кто это? (ответ детей)
Описываем ежика по мнемотаблице.
Воспитатель: ежик решил к зиме утеплить свою норку, носил в неё листики, но очень устал. А листочков надо ещё много. Ребята, поможем ёжику набрать листиков? Берите один листик большой, а другой маленький. Большой листик какой? (красный, кленовый, резной), а маленький какой? (желтый, березовый).
Поднимите вверх листочки, покачали ими:«Мы листики осенние на ветках мы сидели,
ветер дунул- полетели,мы летели и на землю тихо сели,
ветер снова побежал и листочки все поднял,
закружились, полетели и на землю снова сели.»
Воспитатель: Ребята посмотрите, есть ли капельки под листочками (ответы детей) Кладите все листочки в норку к ёжику. Мы капельки везде искали, свои руки испачкали. А где же мы можем наши ручки помыть? (на речке, в ручейке).
Воспитатель подводит детей к столам (столы накрыты голубой тканью, где наверху стоят ёмкостью с водой)


Опыт (воспитатель принимает участие, показывает ребятам) :
Воспитатель: Опустите руки в чашки с водой. Поиграем с водичкой? /дети играют/ Что происходит, когда мы набираем воду в ладоши, а потом разжимаем пальцы?
Дети: Она льется, капает.
Воспитатель: Если вода льется, то она какая? Жидкая или твердая? /ответы детей/ Ребята, понюхайте воду. Она имеет какой-то запах. /ответы детей/ Опустите руки на дно чашки. Вы видите свои руки? (Да) Если мы видим сквозь воду свои руки, что можно сказать о воде? Какая она? Прозрачная или нет? /ответы детей/ Ребята, мы с вами поиграли с водой. Напомните мне, какая у нас вода? /ответы детей/. Из чего состоит вода? (из капелек) Значит справились мы заданием? Что мы нашли? Кому помогли? Спасибо, вытираем руки.

Цель: Закрепить знания о семи цветах радуги.

Задачи: образовательные: обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи. Учить сочетать движения с речью.

Учить соотносить цвет с предметом, где его можно увидеть. Закрепить знания о явлении природы – радуга, дождь, ветер. Формировать правильное речевое дыхание. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Использовать фонопедические оздоровительные упражнения.

Предварительная работа: беседа о цветах радуги, рисование радуги, рассматривание картинок. Разучивание речевых игр, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Разучивание и выполнение оздоровительного точечного и игрового массажа. Разучивание пальчиковых игр.

Ребята, у нас сегодня не обычный день. Мы с вами отправимся в Волшебную страну красок. А так как нам, предстоит дальняя дорога, мы должны окончательно проснутся. Сначала мы разбудим наши пальчики.

Гимнастика с мячом «Ежик»

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу. (подкидываем мяч)

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

А теперь мы проверим, проснулись ли наши глазки.

Упражнение «Бабочка»

(офтальмологические упражнения)

Посмотрите, какая красивая бабочка к нам прилетела.

Давайте проследим за ее полетом только глазками

Бабочка летела, летела

И на цветочек села.

Пальчики проснулись, глазки проснулись, осталось только проверить проснулись ли наши ножки и ушки.

Встаем в круг. Когда бубен звучит громко:

Мы идем по кругу и топаем ногами,

когда бубен звучит тихо:

Мы встаем на носочки и идем очень тихо по кругу.

Упражнение «тихо-громко»

Теперь мы точно готовы к нашему путешествию (звучит музыка)

Встаем друг за другом в паровозик (руки на плечи впереди стоящему).

Приехали! Выходите из вагончиков. Давайте подышим свежим воздухом.

Давайте глубоко вдохнем через нос, а на выдохе скажем «Хорошо». И еще раз вдохнем медленно, глубоко, а на выдохе скажем радостно «Как хорошо».

Упражнение на дыхание «Как хорошо».

(воспитатель одевает берет и берет кисточку с палитрой)

Взяв бумагу я краски

И пустилась в дальний путь

На природе, над пейзажем

Поработаю чуть-чуть

Только вот беда какая

Вся палитра здесь пустая!

Краски вдруг все разбежались!

Ни одной здесь ни осталось!

Игра «Найди свою коробочку» (дети из волшебного мешочка достают цветной кружок и по команде воспитателя должны подойти к коробочке своего цвета).

(Звук грома и дождя.)

Ребята, у нас в Волшебной стране красок пошел дождик. Давайте с ним поиграем.

Речевая игра с самомассажем «Дождик»

Кап-кап, надо нам расходиться по домам

(Дети поглаживают спинку друг другу.)

Гром-гром как из пушек, нынче праздник у лягушек

(кулачками стучат по спинке)

Град-град, сыплет град,

(пальчиками стучат по спинке)

Все под крышами сидят.

(делают «Крышу» руками над головой).

(звучит звук ветра)

Ребята, посмотрите что сделал с нашими картинками ветер. Он перепутал их цвета. (Картинки с синими листочками, красными бананами, желтыми баклажаны, зелеными тучками, голубые помидоры, фиолетовое солнце, оранжевый дождик.)

Игра «Такого не бывает»

Сортируем картинки по цветам (которым они должны быть)

Ребята, какие цвета у нас получились? А какой один рисунок мы можем нарисовать, используя эти все цвета? Правильно, радугу.

Давайте постараемся дотянутся до радуги.

Упражнение для развития мышц спины «Потягушечки»

Ребята, вам понравилось наше путешествие в волшебную страну сказок?

(Ответ детей.)

Вы хотели бы еще в ней побывать?

(Ответ детей.)

Мы обязательно еще вернемся туда, так как там каждый день происходит что-то интересное. А сейчас нам пора подкрепится.

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Тема: Увлекательное путешествие

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья, организма человека и обладает лечебными свойствами.

Задачи:

    Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями.

    Дать детям знания о простейших способах использования лекарственных растений для укрепления организма.

    Учить приемам обследования растительных объектов, включая различные анализаторы – обоняние, осязание, вкусовые и тактильные ощущения.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

Обогащение словаря: пихта, пихтовое масло, ингаляция, мята перечная.

Активизация словаря: душистая, пахучая, хвойные.

Билингвальный компонент: орман – лес, ағаш – дерево.

Ход занятия

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте)

А теперь возьмемся за руки, сделаем круг, улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение:

Мы сначала будем топать

Топ-топ-топ

А затем мы будем хлопать

Хлоп-хлоп-хлоп

А теперь, мы повернемся

И друг другу улыбнемся

(Дети делают круг и повторяют за воспитателем).

Ребята, я приглашаю вас сегодня в путешествие. Хотите попутешествовать вместе со мной?

(Да, хотим)

Но путешествие будет необычным. Во время путешествия, я научу вас с помощью лекарственных трав укреплять свой организм. Ну что, вы готовы отправиться в путешествие? (Да, готовы)

Но, прежде чем мы отправимся в лес, вспомним правила поведения в лесу. (Нельзя шуметь, рвать цветы)

Художественное слово:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь:

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай:

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

А чтобы наше путешествие было более интересным, нам помогут помощники. Что это? (Ключи, у каждого ключика свой цвет).

Интересно, а что могут открывать эти ключи? (Дверь, замок)

Я вам открою секрет. Эти ключики открывают волшебные сундучки. Но нам нужно их найти. Ну, что друзья, в путь.

Ходьба по ребристой дорожке:

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и весенним лугом.

Крылья пестрые мелькают –

Насекомые летают.

Тишина стоит вокруг,

Собрались мы все на луг.

Звучит музыка: пение птиц

А вот и первый сундучок. Интересно, что может там лежать, давайте пофантазируем. Я вам подскажу: там лежат ягоды. А какая вы узнаете сами, если отгадаете мою загадку:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти,

Дети, птицы и медведи.

Давайте откроем сундучок и посмотрим, правильно ли вы, отгадали? Каким ключиком мы будем открывать?

(Красным потому, что сундучок красный и ключик красный).

В сундучке лежит картинка с ягодами малины.

Это ягода - малина, она не только вкусная, но и очень полезная. В ней много витаминов, помогает оправиться с повышенной температурой. Его лучше пить с чаем. А что ещё можно приготовить из ягод?

(Сок, варенье, пироги).

Правильно. У нас в сундучке варенье из малины. Мы его заберем с собой и попьем чаю с вареньем.

Поляна с цветами

Ребята, посмотрите, какие красивые цветочки выросли на этой поляне. Давайте представим, что мы стали бабочками. Вокруг себя мы покружились и в бабочек превратились.

А вот и следующий сундучок. Каким ключиком его открываем?

(Синим, так как сундучок синего цвета).

Там картинка мяты перечной

Ребята, это – лекарственное растение, называется – мята перечная. Давайте, я вам каждому дам в руки веточку этого растения, а вы, разотрите её в ладошках. Чем пахнут ладошки?

У мяты очень душистый запах, она тоже полезная. Если заварить мяту в кипятке и пить на ночь – у вас будет хороший, крепкий сон, и вам приснятся приятные сны. В мяте очень много витамина С, чтобы вы были здоровы и сильны. Я для вас заварила этот чай, давайте попробуем. (Дети пробуют чай).

Ой! Что это за избушка? Кто в ней живёт? Давайте постучим.

Пальчиковая гимнастика

Громче пальчики стучите –

(сжать руки в кулачки, стучать указательными пальцами)

Тук- тук-тук

Кулачки им помогите (стучать сжатыми кулачками) тук-тук-тук

В домике находим зелёный сундучок, открываем зелёным ключиком.

Давайте, на ощупь определим, что лежит в сундучке?

Ребята, это веточка пихты. Как называются деревья, на которых растут иголочки? (Хвойные).

Какие хвойные деревья вы знаете? (Ель, сосна).

Понюхайте веточку, чем она пахнет? Какой у нее запах? (Лесом, смолой).

Ребята, из пихты делают пихтовое масло. Если вы заболели, можно нагреть воду, капнуть капельку масла и дышать носом. Это называется – ингаляция. Можно и полоскать горло.

Сюрпризный момент

Ребята, посмотрите, кто же это?

(Медведь).

Мне кажется, ребята, что он очень расстроен. Как вы думаете, почему? (У него закончился мёд).

А где он берёт мёд?

Давайте представим, что мы – пчёлки.

Дыхательная гимнастика.

Ноги слегка расставлены:

1 – развести руки в стороны (вдох)

2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).

Медвежонок дарит жёлтый сундучок

Каким ключиком мы откроем сундучок? (Жёлтым ключиком).

Там киндеры с ленточками. Делаем кулончики. Они наполнены душистыми травами. Понюхаем наши аромакулончики.

Поблагодарим медвежонка.

Ну что, ребята, понравилось вам путешествие? (Да)

Назовите мне лекарственные растения, с которыми мы сегодня познакомились. (Мята, пихта)

А где могут расти лекарственные растения и ягоды? (В лесу)

Ребята, а что нужно ещё делать, чтобы не болеть? (Заниматься спортом, делать зарядку, гулять на свежем воздухе.)

Ожидаемый результат:

Знать: Названия лекарственных растений и ягод, их назначение и применение.

Иметь: Представление о соблюдении правил безопасности на природе.

Уметь: Отвечать на вопросы, анализировать, участвовать в беседе.

Занятие, направлено на формирование представления детей дошкольного возраста

о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;

развитие умение выделять компоненты здоровья человека

и устанавливать их взаимосвязь; закрепление основных понятий:

«распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»;

воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

в старшей группе

«Путешествие в город Здоровье»

Выполнила:

Кокорина Ольга Владимировна

Воспитатель МБДОУ ЦРР

Детский сад №164, 2 подразделение

Воронеж 2016

Цель: формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»; воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.

Предшествующая работа: просмотр иллюстраций на тему «Мое здоровье - мое богатство», чтение книги «Мойдодыр» К. Чуковского, чтение и занятие по Г. Остеру «Вредные привычки», беседы «Что такое здоровье».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла на работу, я встретила Симку. Она бежала в аптеку. Оказывается Нолик заболел. Сейчас мы расскажем Симке, что надо делать, чтобы не болеть. Для этого мы отправимся с вами в путешествие в город Здоровье.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое здоровье? (Ответы детей)

Здоровье – это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным.

Чтобы попасть в город Здоровье, надо взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебный пароль: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

А вот и наш маршрут. Давайте посмотрим на карту нашего путешествия. Посмотрите, сколько здесь разных улиц. (Рассматривают карту-схему, которая находится на доске). И первая улица, на которую мы с вами попадаем, это улица Витаминная.

На этой улице мы расскажем Симке, как надо питаться, чтобы быть здоровым. Чтобы быть здоровым, надо знать, какие продукты можно есть, а какие вредны для здоровья. (Ответы детей)

Молодцы!

Да, свежие фрукты и овощи, очень полезны для нашего здоровья, потому что в них содержатся витамины, которые укрепляют наш организм и помогают бороться с болезнями!

А сейчас давайте проверим хорошо ли вы знаете овощи и фрукты.

Для этого мы с вами поиграем в игру-эстафету.

Нам нужно разделиться на две команды (колонны) по 5 человек в каждой, капитаном первой команды будет Мила, называйте вашу команду:

1- «Апельсинка»

Наш девиз:

Мы как дольки апельсина.

Мы дружны и не делимы.

Капитаном второй команды будет Катя, называйте вашу команду:

2- «Неболейка»

Наш девиз:

Овощ кушаю всегда,

Не болею никогда!

По моей команде, вы по очереди берёте по одной картинке с фруктом команда «Апельсинка» с овощем команда «Неболейка» и добегаете до 2 стола, кладёте карточку на стол и убегаете в конец колонны своей команды. Чья команда выполнит задание, ровненько строится в колонну и капитан поднимает руку.

Ну что постарались, молодцы, садитесь отдыхайте!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Я прочту вам стихотворение о здоровье:

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок черничный пьет.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

А сейчас игра для пальчиков: «Мы делили апельсин»

Хорошо пальчики поиграли!

Воспитатель: ну что, продолжаем наше путешествие и отправляемся на другую улицу, которая называется Физкультурная.

Чтоб расти и развиваться

Не по дням, а по часам,

Нужно спортом заниматься

И зарядкой по утрам.

Что-то мы с вами, ребята, засиделись. Давайте покажем нашим гостям, что мы делаем с вами по утрам в детском саду (Ответы детей - утреннюю зарядку)

Зарядка »Фиксики».

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь со мной на пол.

Дети садятся на пол.

Ребята, чтобы быть здоровым нужно заниматься спортом, а какие виды спорта вы знаете? (Ответы детей) Хорошо и это вы знаете!

Воспитатель: Дети, а вы знаете, чтобы быть здоровым, нужно не только кушать витамины и делать зарядку! Нужно выполнять правила личной гигиены.

И последняя, самая главная улица, это улица Чистоты.

– Какие правила гигиены вы соблюдаете? (Мы умываемся по утрам и вечерам, чистим зубы, купаемся, надевать чистую одежду и т.д.)

– Для чего нам соблюдать эти правила? (Чтобы быть чистыми, хорошо выглядеть, чтобы смыть микробы.)

– Микробы попадают в организм когда мы чихаем и кашлеем, не прикрывая рот; если не моем руки перед едой, после туалета; не моем овощи, фрукты.)

Помогают нам бороться с микробами, помощники. Про них я загадаю загадки.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

(мыло)

Вот какой забавный случай:

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик теплый подогретый,

На полу не видно луж.

Все ребята любят …

(душ)

Должен быть всегда в кармане
У Катюши, Миши, Тани,
Тети Люды, дяди Пети
И у всех людей на свете.
Без него никак нельзя!
Надо брать с собой, друзья,
В театр, парк иль на каток
Чистый...
(носовой платок)

Воспитатель: Молодцы! Устали? Вот какой, оказывается, трудный путь преодолели мы с вами по городу «Здоровье». Мы узнали много интересного и полезного. Я думаю и Нолик понял, что надо делать, чтобы не болеть.

Подойдите ко мне пожалуйста, давайте повторим для Симки и Нолика, что нужно делать чтобы не болеть!

  • всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета;
  • когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком;
  • есть только мытые овощи и фрукты;
  • есть только из чистой посуды;
  • Чистить зубы, утром и вечером.

Воспитатель: У меня есть для вас сюрприз. За ваши старания получите очень интересные книжки-малышки с заданиями.

Всем спасибо! Будьте здоровы! До свидания!


Воспитатель:

Теперь мы поиграем в игру: «Да и Нет»

Если «ДА» встаем и поднимаем руки, если «НЕТ» - приседаем.

Каша – вкусная еда
Это нам полезно? (Да )
Лук зеленый иногда
Нам полезен дети? (
Да )
В луже грязная вода
Нам полезна иногда? (
Нет )
Щи – отличная еда
Это нам полезно? (
Да )
Мухоморный суп всегда –
Это нам полезно? (
Нет )
Фрукты – просто красота!
Это нам полезно? (
Да )
Грязных ягод иногда
Съесть полезно, детки? (
Нет )
Овощей растет гряда.
Овощи полезны? (
Да )
Сок, компотик иногда
Нам полезны, дети? (
Да )
Съесть мешок большой конфет
Это вредно, дети? (
Да )
Лишь полезная еда
На столе у нас всегда!
А раз полезная еда –
Будем мы здоровы? (
Да )

Конспект занятия «Здоровое дыхание»

Программные задачи:

1. Дать детям элементарные знания о строении организма, о функционировании жизненно важных органов, об охране здоровья.

2. Формировать у детей созидательное и ответственное отношение к собственному здоровью, формировать привычку к здоровому образу жизни.

3. Способствовать развитию внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и окружающему миру.

Материал: воздушные шары, мыльные пузыри, жилетки, набор предметов для экспериментально-опытнической деятельности, карточки-схемы.

Ход занятия:

Воспитатель заходит в группу с воздушным шариком.

Здравствуйте, дети! Я прилетела к вам сегодня на загадке. Хотите её отгадать? Первая загадка такая: что у меня спрятано в воздушном шарике? Выслушиваю версии детей.

Давайте посмотрим на свет. Что видно? Значит, это невидимое. Давайте проверим на звук. Приложите к уху. Что слышно? Значит, это неслышимое. Что же это такое – и невидимое, и неслышимое? Давайте развяжем шарик.

Развязываю шарф.

Что случилось? (версии детей) Что же вырвалось с силой и со свистом из шарика?

Да, это воздух.

Первую загадку отгадали. А вот и вторая загадка подоспела: откуда мы берём воздух, надувая шарик? (версии детей) Давайте попробуем надуть шарики.
«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

Выпустим из них воздух. Положите свои руки на грудь, вдохните и задержите дыхание. Что вы почувствовали?

(грудь стала шире, наполнилась воздухом)

При вдохе грудь наполняется воздухом, растягивается, как шарик. Выдохните. Что произошло? Воздух вышел из груди, вылетел, как из шарика.

Вы всё верно сказали: внутри грудной клетки находятся два лёгких. Они наполняются воздухом при вдохе и расширяются. При выдохе лёгкие выпускают воздух и уменьшаются в размере. Чтобы точно узнать, где находятся лёгкие, я предлагаю вам примерить жилеты.

Примеряем жилеты, рассматриваем, дышим и слушаем.

Очень полезно дышать глубоко. Давайте так подышим. Полезно ли дышать ртом? У кого другое мнение? Почему?

Показ иллюстраций.

Воздух, проходя через нос, нагревается, вредные пылинки задерживаются волосками в носу. Итак, первое правило дыхания: дышать через нос.

Показ схемы.

Дыхательная гимнастика по А. А. Стрельниковой под музыку.

Скажите, а можно ли не дышать? Давайте задержим дыхание и попробуем не дышать, а я засеку время по песочным часам.

Игра «Ныряльщики»

Дольше всех не дышал… Можно ли совсем не дышать? Нет, организм нуждается в воздухе. Без воздуха нет жизни. Наши лёгкие работают днём и ночью, изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом – всю нашу жизнь.

Хотите, устроим дыхательные соревнования:

1. Шторм на море (скорлупки на воде) .

2. Оркестр «Звонкое бульканье» (стаканчики с соломинками) .

3. Дыхательное упражнение «Поможем бабочке взлететь» (на палочке с ниткой бумажные насекомые) .

Существуют ещё правила полезного дыхания:

Не поднимай плечи при вдохе (выставляю схему);

В дыхании активно должен участвовать живот (выставляю схему) .

Попробуем подышать, выполняя все правила. Дышим все вместе.

А вот животные не всегда выполняют все правила. Например, собаки после бега дышат часто, даже язык вываливают

Раз, два, три – обернись

И в собаку превратись.

Встаньте на четвереньки, высуньте язык и подышите часто-часто, как собака. Очень похоже.

Киты делают очень глубокий вдох, а потом выпускают его маленькими порциями, даже фонтанчики пускают.

Раз, два, три – обернись

И в кита превратись.

Сделайте глубокий вдох, а выдыхайте отрывисто и резко, сначала через одну ноздрю, а потом через другую. Настоящие киты! Чтобы вы слышали выдох можно добавить звук. Вдохните носом и на выдохе добавьте звук «М».

Хотите быть оркестром? Я – ваш дирижёр и показываю, где усилить, а где убавить звук. Попробуем?

У меня есть для вас сюрприз. И снова нам поможет правильное дыхание. Мы будем пускать мыльные пузыри.

Делаем салют из мыльных пузырей.

Всем спасибо!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Подснежника» города Канска Красноярского края

Проект

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Трубина Наталья Александровна, музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад «Подснежник» г. Канска

Вид проекта : творческий

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный

Обеспечение проекта:

    Наглядный материал: карточки с песенками-распевками, CD -диски с записями музыки для дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастики, оздоровительных и фонопедических упражнений, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии, записи классической музыки Шопена, Шуберта, Листа, Чайковского, Бетховена, Огинского, Грига, Моцарта, Рахманинова и др.

    Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.

    Раздаточный материал: обручи, мячи, пышные султанчики.

    Демонстрационный материал к играм.

Методическое сопровождение проекта:

    Сценарий спортивно-музыкальных праздников.

    Картотека игр.

    По музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.
    - по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В Алямовской, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой,
    разработки В. Емельянова.

    План занятия.

Презентация проекта:

    Спортивный праздник с участием детей «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

Проблема: по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Все это определило актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей на любом занятии, в том числе и на музыкальном.

Таким образом, этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского учреждения.

Цель: Разработать и проводить музыкальные занятия, включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

    Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

    Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие

каждого ребенка .

    С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

    Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Гипотеза: Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Этапы реализации проекта:

1 этап

Организационный

    Изучение литературы по данной проблеме

    Накопление методического материала

    Самообразование

    Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы.

Декабрь

2012 г.

2 этап

Практический

Создание методических разработок для реализации проекта

    Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

    Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

    Музыкально- валеологические занятия

    Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

    Кружок «Домисолька»

    Музыкально- физкультурные развлечения

    Самообразование

Музыкальные занятия, развлечения, консультации

В течение всего периода

3 этап

Обобщающий

    Исследование результатов практической деятельности

Анализ, обобщение полученных результатов, разработка методических рекомендаций и пособий

В течение всего периода

Содержание и структура проекта.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные и музыкально-валеологические мероприятия проводятся в групповых комнатах, музыкальном зале и на территории ДОУ.

Все помещения оснащены соответствующим оборудованием и отвечают гигиеническим требованиям.

В музыкальном зале проходят все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники,. Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 выхода, регулярно убирается и проветривается. Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое:

    музыкальные инструменты: пианино, аккордеон;

    библиотека методической и музыкальной литературы;

    аудио- и видиотека;

    подборки музыкально-дидактических игр и пособий;

    ноутбук для показа презентаций и фильмов;

    для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) для народного оркестра;

    музыкальные игрушки;

    атрибуты и декорации для игр и театрализации.

В групповых комнатах детского сада есть музыкальные и театральные уголки с обилием музыкально-дидактических игр и пособий, шумовых музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем развивать свои музыкальные и творческие способности. Для театрализации изготовлены многофункциональные ширмы и декорации.

На территории ДОУ расположены различные безопасные спортивные снаряды, яма с песком для прыжков в длину. Здесь проходят утренняя гимнастика в теплое время года, физкультурные занятия, соревнования, спортивные развлечения.

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Разработаны примерные схемы музыкальных и музыкально-валеологических занятий, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная группа)

Общая длительность занятия – 30 мин

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

    Валеологические песенки-распевки;

    Дыхательная гимнастика;

    Артикуляционная гимнастика;

    Оздоровительные и фонопедические упражнения;

    Игровой массаж;

    Пальчиковые игры;

    Речевые игры;

    Музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

    И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".

    И.С.Бах. "Шутка".

    И.Брамс. "Вальс".

    А.Вивальди "Времена года"

    Й.Гайдн. "Серенада"

    Д.Кабалевский "Клоуны"

    Д.Кабалевский "Петя и волк"

    В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"

    В.А.Моцарт "Турецкое рондо"

    И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

    "Антошка" В.Шаинский

    "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин

    "Будьте добры" А.Санин

    "Веселые путешественники" М.Старокадомский

    "Все мы делим пополам" В.Шаинский

    "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин

    "Если добрый ты" Б.Савельев

    "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко

    "Настоящий друг" Б.Савельев

    "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

    Л.Боккерини "Менуэт"

    Э.Григ "Утро"

    А.Дворжак "Славянский танец"

    Лютневая музыка XVII века

    Ф.Лист "Утешения"

    Ф.Мендельсон "Песня без слов"

    В.Моцарт "Сонаты"

    М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

    М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"

    К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

    Т.Альбиони "Адажио"

    И.С.Бах "Ария из сюиты №3"

    Л.Бетховен "Лунная соната"

    К.Глюк "Мелодия"

    Э.Григ "Песня Сольвейг"

    К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

    Н.Римский-Корсаков "Море"

    Г.Свиридов "Романс"

    К.Сен-Санс "Лебедь"

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Литература.

    Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

    Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.

    Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.