«Да, наша жизнь текла мятежно…» Николай Некрасов и Авдотья Панаева. Реферат: Тема: «Да, наша жизнь текла мятежно…» Любовная лирика Н. А. Некрасова Анализ да наша жизнь текла мятежно некрасов

Название работы: «Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат…» «Панаевский цикл» Н. А. Некрасова.

Предметная область: литература

Участники: 10 класс

Цели:

Познакомиться с историей сложных взаимоотношений Н.А.Некрасова и А.Я. Панаевой;

Создать условия для воспитания высоких нравственных качеств учащихся, чувства прекрасного;

Аннотация: Данный урок является уроком изучения нового материала. Знакомство с биографическими сведениями, творчеством писателя происходит с помощью сообщений подготовленных учеников. Урок проведён с использованием ИКТ. Одним из преимуществ использования ИКТ на уроках литературы является возможность образного представления изучаемого материала.

На уроке используется технология критического мышления для достижения осознанного чтения и умения анализировать прочитанное.

Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная и индивидуальная формы организации учебной деятельности.

Тема: «Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат…» «Панаевский цикл» Н.А. Некрасова.

Цели урока :

Познакомиться с историей сложных взаимоотношений Н.А. Некрасова и

А.Я. Панаевой;

Познакомиться с некоторыми стихотворениями прекрасного цикла стихотворений Н. Некрасова;

Закрепить навыки самостоятельного анализа стихотворного произведения;

Продолжить обучение умению выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы;

Создать условия для развития монологической речи учащихся, образного мышления;

Создать условия для воспитания высоких нравственных качеств учащихся,

чувства прекрасного;

Создать условия для привития интереса к изучению русской классической литературы, к творчеству Н.А. Некрасова.

Тип урока : изучение новой темы.

Оборудование к уроку : поэтические тексты Н. Некрасова; воспоминания современников поэта; цитаты из писем А. Панаевой; презентация к уроку; мр 3 «Прости» (лирическая миниатюра Чайковского на слова Н. Некрасова в исполнении Тамары Милашкиной).

Эпиграф : «Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца…»
Н.А. Некрасов

Ход урока.

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

Человек мечтает быть счастливым, не мыслит своей жизни без счастья и одной из составляющих его считает любовь.

Искусство – зеркало жизни, поэтому тема любви – одна из основных его тем. Красоту возлюбленного или возлюбленной, состояние человека, охваченного «страстями мятежными», психологическую правду любовных переживаний, взлёты и падения души, охваченной этим чувством, запечатлели на страницах своих произведений гениальные русские поэты XIX века.

Дома вы должны были вспомнить, как писали о любви А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, и составить ассоциативный ряд любовной лирики этих поэтов. Перед уроком я собрала ваши синквейны, обобщила их, и вот что получилось (на доске):

    любовь

    бескорыстная, поэтическая

    вдохновляет, возвышает, окрыляет

    чувство не между телами, а между душами

    божество

Сегодня на уроке мы прочитаем с вами роман Некрасова о любви, составленный из его стихотворений, и в конце урока вы выполните аналогичную работу: составите ассоциативный ряд любовной лирики Некрасова.

Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Записываем в тетрадь тему). Слайд № 1.

Сообщение целей урока. Слайд №2

Эпиграфом к уроку являются строки из стихотворения Н. Некрасова (записываем в тетрадь). Слайд №3.

    Знакомство с историей взаимоотношений Н. Некрасова и А. Панаевой.

    Слово учителя. Слайд №4. «Женское сердце, с трудом отвоеванное у толпы поклонников, у мнения света, у собственного мужа, разбивается больнее. Но эффектнее. Любовная лирика Некрасова тому официальный документ.»

В стихах, посвященных не гражданским, а сокровенным личным чувствам, Некрасов остается верен себе, своей повествовательной манере. Здесь есть довольно ясный сюжет, персонажи… как в прозе. Почти каждое стихотворение – это не просто лирика, а рифмованный пересказ. Некрасова не раз упрекали в излишней простоте, прозаичности.

«Проза в любви» у Некрасова с постоянными размолвками, ссорами, с взаимным мучительством, с нечастными радостями.

В поэзии Некрасова создается нечто вроде психологического романа, который образует группу стихотворений так называемого «Панаевского цикла». Прототипом лирической героини стала Авдотья Яковлевна Панаева.

«… Петербург, 1842 г. В доме у Пяти углов литератор Иван Панаев на правах гостеприимного хозяина потчевал чаем всю отечественную литературу. Здесь сходились в спорах Тургенев и Грановский, расхваливали обеды Гончаров и Герцен, засиживался допоздна Белинский, дремал Чернышевский, робко жег глазами хозяйку дома только что шагнувший в печать Достоевский… Конечно, у него, конфузливого и пока «многообещающего», не было никаких шансов. Слайд № 5.

Авдотья Яковлевна Панаева, известная красавица Петербурга, лишь дружески подавала ему руку да наливала чай. Но какая она была…ослепительная! Артистичная, приветливая, великодушная и такая мудрая – не по летам! Настоящая богиня!»

б) Выступление ученика о семье А.Я. Панаевой.

Авдотья Яковлевна Панаева родилась в Петербурге 31 июля 1820 года. Родители её служили актёрами на Императорской сцене: отец выступал в трагических ролях, мать играла различные роли в драме, комедии и оперетте. В доме царила далеко не идеальная атмосфера, которую создавали деспотичная картёжница мать и заядлый игрок в бильярд, жестокий, взбалмошный отец. «Меня никто не ласкал,- вспоминала Авдотья Яковлевна,- а потому я была очень чувствительна к ласкам». Но, судя по всему, характер всё-таки унаследовала маменькин – властный и решительный.

Жизнь в родительском доме казалась девушке мукой, и потому, не достигнув и девятнадцати лет, она вышла замуж за литератора Ивана Панаева. Происходил он из богатой и славной литературными традициями дворянской семьи (по отцу он внучатый племянник Г. Р. Державина; его дядя был крупным государственным чиновником и известным поэтом-идилликом). Рано лишившись отца, тоже не чуждого литературному творчеству, Панаев рос в доме бабушки. Мать воспитанием сына практически не занималась, предпочитая жить в своё удовольствие – широко и не считая денег. Эта страсть к беззаботной, роскошной жизни передалась затем и её сыну…

Красавица Авдотья досталась фанфарону, неисправимому кутиле, человеку, пустоту которого, как сокрушался Белинский, «не измерить никакими инструментами». Нахваставшись перед друзьями красавицей-женой, Иван Панаев уже в первый год женитьбы потерял к ней интерес и бросился за новыми легкомысленными юбками. А Авдотье назначил роль украшения гостиной. И не стремился защищать от откровенных домогательств некоторых приятелей.

Авдотья сама, как могла, сдерживала их пыл. Любви хотелось жадно, но разве чувства предлагали ей многочисленные вожделеющие взгляды? Потому и 22-летний Николай Некрасов, введённый в их дом Белинским, получил решительный отказ – сразу, как только, по примеру многих, жарко припал к её руке.

в) Рассказ подготовленного ученика о сложных взаимоотношениях

Н. Некрасова и А. Панаевой.

В начале 1840-х годов в салоне Панаевых появился Н. А. Некрасов. Авдотья Яковлевна произвела большое впечатление на начинающего и ещё никому не известного поэта (он был на год моложе очаровавшей его хозяйки). Юноша долго и упорно добивался её любви, но она отвергала его, не решаясь оставить мужа. Но новоявленный поэт, едва-едва забрезживший на горизонте русской поэзии и закалённый трёхлетним полуголодным прозябанием, оказался настойчивее прочих. Брюнетка с матовой кожей и чарующими глазами вмиг завладела его сердцем = он и не заметил. А обнаружив «потерю», решил, что отступать было бы глупо.

Некрасову как раз начинало везти: он активно публиковался, его заметила критика, Белинский – мастер отыскивать таланты – взял его под своё крыло и привёл в сердце русской культуры, где и блистала эта невероятная женщина… Убежденный, что настойчивостью можно добиться всего, Николай ринулся в бой.

Однако поединок затянулся. Панаева красноречивому поклоннику не верила. Всячески отстраняла от себя, тем самым только разжигая его страсть. Однажды Некрасов катал Авдотью на лодке по Неве и вдруг, вдали от берега, возобновил дерзкие ухаживания, пригрозив, что в случае отказа прыгнет в воду. Неприступная красавица хмыкнула, а он возьми… да прыгни! И, можете не сомневаться, пошел бы ко дну – ведь плавать он не умел!

Панаева подняла крик на всю реку. Обезумевшего поэта выловили и кое-как привели в чувство. А он тут же запел свое: не согласитесь, дескать, обожаемая, ответить на мои чувства, пойду и опять прыгну. Да так, что, будьте покойны, вытащить не поспеют. И ледяная корочка, сжимавшая сердце Авдотьи Яковлевны, хрустнула…

В 1846 году супруги Панаевы в компании с Некрасовым провели летние месяцы в своем имении в Казанской губернии. Здесь поэт детально обсудил с Панаевым план выкупа и совместного возрождения журнала «Современник». И здесь же окончательно сблизился с его женой – как и мечтал.

Вернувшись в Петербург, богемная троица поселилась в одной квартире. И началась странная жизнь… Иван Панаев – муж без жены, редактор без журнала (всеми делами процветающего издания заправлял Некрасов), рогоносец без обмана… А Авдотья – супруга перед Богом и людьми одного, по факту и велению сердца – другого. Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова – в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Толки и сплетни по поводу их «неприличных» отношений не прекращались еще очень долго.

Некрасов все половодье своих чувств излил на бумагу. Так родился поэтический «Панаевский цикл» - история неровной, бурной, мучительной любви.

    Откроем 1 главу этого романа.

Чтение наизусть стихотворения «Ты всегда хороша несравненно» (1847 г.).

Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радость, наслаждение)

Обратите внимание на антитезу в характеристике героя (мудрый - глупый). Что она обозначает? (Противоречивость героя)

Искренен ли лирический герой в выражении своих чувств? (Да)

В каких ситуациях человек предельно искренен? (Когда произносит исповедь. Лирика Некрасова очень исповедальна.)

Какое слово выбивается из ряда, выстроенного для лирической героини? (Лукавый)

Почему? (Лукавый – хитрый, коварный)

Что мы, читатели, чувствуем? (Настороженность)

Итак, даже когда роман Некрасова и Панаевой только начинался, в мире поэта чувствуется какая-то противоречивость, настороженность. Вроде бы все хорошо, но…

5. Шли годы. Отношения между Н. Некрасовым и А. Панаевой становились драматичными, неоднозначными: то искренними и близкими, то отчужденными и ироничными. Редкий день обходился без скандала. Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя и подозревая, раскаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться.

Это вторая глава романа Н. Некрасова и А. Панаевой.

Чтение наизусть стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» (1851г.)

Каким настроением проникнуто стихотворение? (Раздражение, обида)

Что вызвало ссору?

Какой мы видим лирическую героиню в этом стихотворении? (Бестолковая, вспыльчивая, импульсивная, несдержанная, мучительница)

А лирического героя? (Ревнивец, в душе его тревожно, но он принимает ее такой и готов к примирению)

Как вы считаете, взгляд на любовь у поэта прежний? (Нет)

Какой видится любовь в этом стихотворении? (Она не романтическая, а прозаическая, обыденная, с проблемами, ограничениями, ревностью, противоречивая, в ней целая гамма чувств)

А о какой любви мечтает человек? (О романтической)

Некрасов любил эту женщину ревнивой, угрюмой, изнурительно-трудной любовью. Совместная их жизнь была ад. Но стоило им разлучиться, как он снова влюблялся в неё. Похоже, что он любил Панаеву только тогда, когда её не было с ним: все те нежные любовные стихи, которые он посвятил ей, написаны в её отсутствие, заочно.

Выразительное чтение стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно…»(1850г)

Что представляют собой 2 первые строчки этого стихотворения? (Конспект повести или романа, напряженного, динамичного. Любовь зависит от воздействия мира)

На время или навсегда расстались влюбленные? (На время. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание новой встречи)

6. Однако стоит им воссоединиться – его стихи отражают не ласки, а бурные семейные сцены, оскорбления, упреки и ссоры. Вообще любовная лирика Некрасова охотнее останавливается на любовном тиранстве. «Слезы и нервы» – это у него чаще всего, поэтому в покаянную минуту лирический герой зовет себя палачом этой женщины и молит её о прощении.

И это третья глава романа.

Изумительная лирическая миниатюра «Прости»(1856г.) (Слушаем mp 3; слайд № 7 с текстом стихотворения)

Интерпретация стихотворения (самостоятельная работа ученика)

- Каковы отношения между лирическими героями? (Они ведут к разрыву).

Нет, совсем не так легко быть женой известного поэта. Некрасов сам это понимает.

Выразительное чтение стихотворения «Тяжелый крест достался ей на долю» (1856) (Интерпретация и сопоставительный анализ со стихотворением Ф. Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» (1854); «Панаевский» и «Денисьевский циклы» - самостоятельная работа ученика).

Вывод: «Панаевский цикл» Н. Некрасова и «Денисьевский цикл» Ф. Тютчева имеют много общего: нервность интонации, фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми заканчиваются многие стихотворения. Мотивы страдания, незаконности любви, мятежности пронизывают оба цикла и тем самым объединяют в интимной лирике.

Но : отношения между любящими в лирике Некрасова стали более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

7. Перед вами лежат тексты стихотворений Некрасова. Посмотрите, какой знак препинания стоит в конце большинства его стихотворений о любви? О чем это говорит? (О незавершенности; продолжение следует).

Окончательный разрыв между Некрасовым и Панаевой произошел в 1863г. Их роман длился 15 лет.

Любовь к Авдотье Яковлевне Панаевой Некрасов сохранил до конца жизни.

8. Стадия рефлексии.

Вернемся к ассоциативному ряду, о котором мы говорили в начале урока. Какая же она, любовь в лирике Н. Некрасова? (Разная: борение, противоречия, ревность, страдания, счастье, мука, ссора, мир)

Если у Пушкина возлюбленная – божество, то кто она для лирического героя Некрасова? (Это обычная женщина, с достоинствами и недостатками, равная ему во всем. Любовь к ней и счастье, и горе).

Вернемся к эпиграфу. Как вы его понимаете? (Слайд №9)

(Какой бы она, возлюбленная, ни была, любовь – желанное для поэта чувство, с ним не хочется расставаться)

9. Выставление оценок, запись д/з : выучить понравившееся стихотворение наизусть; сформулировать и записать в тетрадь особенности любовной лирики Некрасова; составить синквейн на тему «Любовь в лирике Н. Некрасова».

Творчество Н.А.Некрасова широко представлено в литературоведении, но до сих пор нет научных трудов, посвященных комплексному анализу любовной лирики поэта. В работах лишь нескольких авторов мы обнаружили частичный анализ некоторых стихотворений Н.А.Некрасова о любви (Чуковский К.И. «Мастерство Некрасова», Скатов Н.Н. История русской литературы 19 в)

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Введение……………………………………………………………………………………………..1
  2. Глава 1. Особенности стихотворений «панаевского цикла»……………. 4
  3. Глава 2. Анализ стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно».....8
  4. Заключение…………………………………………………………………………………….….12
  5. Приложение 1……………………………………………………………………………….……13
  6. Список литературы……………………………………………………………………….……19

Введение

Тема исследовательской работы : Особенности любовной лирики Н.А.Некрасова.

Цель:

Выявить характерные черты стихотворений «панаевского цикла» Н.А.Некрасова;

Провести комплексный анализ стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно».

Предмет работы : структурно-семантическая связь стихотворений «панаевского цикла» Н.А.Некрасова.

Объект исследования:

Поэтическая ткань стихотворений «Да, наша жизнь текла мятежно», «Я не люблю иронии твоей», «Так это шутка, милая моя» и др;

Методы исследования : структурно – семантический и сравнительно-сопоставительный анализы поэтического текста,

Хронологические рамки : Работа охватывает период жизни и творчества Н.А.Некрасова с 1842г по 1877г

Актуальность : Творчество Н.А.Некрасова широко представлено в литературоведении, но до сих пор нет научных трудов, посвященных комплексному анализу любовной лирики поэта. В работах лишь нескольких авторов мы обнаружили частичный анализ некоторых стихотворений Н.А.Некрасова о любви (Чуковский К.И. «Мастерство Некрасова», Скатов Н.Н. История русской литературы 19 в)

В своей работе мы использовали книги, проливающие свет на наиболее важные страницы жизни и творчества поэта (Степанов Н.Л. «Николай Алексеевич Некрасов», Жданов В.В. «Жизнь Некрасова», Переписка Н.А.Некрасова в двух томах и др).

Практическая значимость исследования : Основные положения и выводы работы могут быть использованы учащимися и учителями – филологами при изучении творчества Н.А.Некрасова.

Структура работы : Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Кроме общего заключения, каждая глава содержит краткие выводы и обобщения. В конце приводится список использованной литературы.

Анализ стихотворения проводился по следующему (примерному) плану:

1. Основные образы стихотворения, их взаимосвязь.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

Композиционные решения;

Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;

Звуковой ряд стихотворения, использование ассонанса, аллитерации;

Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;

Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

5. Глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6. Дополнительные (свободные) размышления.

Глава 1.

Особенности стихотворений «панаевского цикла».

Талантливый русский поэт Н.А. Некрасов, будучи преемником великих А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, не пошел за ними, а создал свою собственную поэзию, свои ритмы, свои созвучия, свой тон. «Пути, утоптанные гладко, я пренебрёг... я шёл своим путём». Некрасов создал новый стиль, новую поэтику, ввёл в русскую литературу унылые скорбные интонации и интонации сатирические, фельетонные. По - новому зазвучала и тема любви, которая решается как трагическое и безвыходное противостояние двух характеров.

В сборнике 1856 года, в его четвёртом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений, посвященных А.Я.Панаевой (1819-1893). Незаурядная писательница (ей принадлежат широко известные «Воспоминания» и написанные в соавторстве с Некрасовым романы «Три страны света» и «Мертвое озеро», повесть «Семья Тальниковых» и ряд рассказов), А. Я. Панаева была женщиной не только редкой красоты, но и большого ума, который признавали такие выдающиеся люди, как Н. Чернышевский и Н. Добролюбов, Т. Шевченко и В. Белинский.

Любовная лирика Некрасова, связанная с именем А. Я. Панаевой, по замечанию В. Евгеньева-Максимова, образует «как бы целую поэму, в которой нашли свое отражение различные моменты в тех длительных, подчас надрывающе-мучительных отношениях, которые связали героя с его избранницей». Впрочем, сам поэт вовсе не желал «биографического» прочтения его стихов. Поэтому, публикуя некоторые из них, он менял их датировку или просто выдавал за перевод «Из Шенье». Однако даже самый непосвященный читатель чувствует привязанность содержания стихотворений к конкретным событиям жизни автора, адресат их всегда узнаваем. Например, строки «Поражена потерей невозвратной» связаны с трагедией – смертью новорожденного сына. «Не проклинай! Близка моя могила, \ А ты цветка весеннего свежей» - написаны во время тяжелой болезни.

К. Чуковский - один из крупнейших «некрасоведов» - писал: «Любовные стихотворения Некрасова замечательны тем, что они написаны от лица утомленного труженика, задавленного непосильной работой. Тем-то и полюбились эти стихи тогдашней трудовой молодежи, что в них она увидела свое, - то, чего не находила у поэтов-дворян: изображение труженической, жесткой, ненарядной любви разночинца».

Это суждение можно подтвердить отрывком из письма, которое Н. Г. Чернышевский написал Н. А. Некрасову в ноябре 1856 года. Сообщая о колоссальном успехе, какой имеет только что вышедшая книга его стихов («Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли «Ревизор» или «Мертвые души» имели такой успех, как Ваша книга»), критик подчеркивал, что этот успех обусловлен не только идейной тенденцией: «Я сам по опыту знаю, что убеждения не составляют еще всего в жизни - потребности сердца существуют, и в жизни сердца истинное горе или истинная радость для каждого из нас... Поэзия сердца имеет такие же права, как и поэзия мысли,- лично для меня первая привлекательнее последней, и потому, например, лично на меня Ваши пьесы без тенденции производят сильнейшее впечатление, нежели пьесы с тенденцией.

Когда из мрака заблужденья...

Давно отвергнутый тобою...

Я посетил твое кладбище...

Ах, ты страсть, роковая, бесплодная...

и т. п. буквально заставляют меня рыдать, чего не в состоянии сделать никакая тенденция».

В стихотворениях «панаевского цикла» почти нет социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, «поединок роковой».

Кто же эти «двое»? Лирический герой на распутье, он словно изучает своё чувство. Он не страшится показать свою неправоту, но такой же искренности ждёт и от подруги. Он порой эгоистичен, «уныл и угрюм», но часто сам страдает от своего эгоизма и понимает, как он мучит возлюбленную. Главное его достоинство – великодушие, умение прощать. Он - человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям («Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечты»), унынию («Я мучился: я плакал и страдал»), озлоблению («Я жалок был в отчаяньи суровом…»). Поэт говорит только о его чувствах, но не о нем самом.

В центре «панаевского цикла» - она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он «дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать» (Скатов).

Героиня любовной лирики Некрасова - красивая, живая, вспыльчивая, страстная, («что минута, то вспышка готова»), насмешливая, порой суровая («скупая на ласки»), с быстрыми сменами настроения, ревнивая, гордая, властная и в то же время покорная. Она удивительно мудрая женщина, способная переносить удары судьбы, прощать своего мятущегося, ревнивого возлюбленного и понимать «его грустный недуг». Он часто впадает в пессимистические настроения, предается унынию, она всегда выступает в роли утешительницы и друга, приходит на помощь в трудную минуту и учит мудрому смирению перед неизбежным:

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум.

Любовь рассеивает грустные мысли, вселяет в душу лирического героя надежду, помогает ему «без обычного страха» смотреть «в темное море» будущего.

Любовную лирику Некрасова отличает сюжет, конкретность, которых раньше не было в любовной поэзии. В его стихах всегда какая-то история, чаще воспоминание о былом счастье, которое уже не вернется.

Основные мотивы «панаевского цикла»: мотив ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно - отвергнутый тобою...»); писем («Горящие письма») и др. «Панаевским» стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год - сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался ей на долю...», «Прости» и «Прощание»).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; «нервность» интонации, передающая почти «достоевские» страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с «денисьевским циклом» Тютчева. (Сходство это подробно проанализировано в работах Скатова.) Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, «незаконности» любви, «мятежности» пронизывают оба цикла и тем самым объединяют - в интимной лирике - двух столь разных поэтов.

В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания («прозы жизни»), но и в том, что для изображения «непоэтических» явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение. Позже эти особенности некрасовской поэтики будут продолжены другим поэтом-новатором - В.Маяковским, у которого тема любви также получает очень своеобразную трактовку.

Глава 2.

Анализ стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно».

Чтобы проследить особенности любовной лирики Некрасова, обратимся к анализу стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно», написанному поэтом в 1850г.
Стихотворение сюжетно. Из уст лирического героя мы узнаём непростую историю любви и расставания. Повествование ведётся с такой неподдельной искренностью, что мы чувствуем сопричастность к происходящему.

Это элегическое стихотворение по содержанию можно отнести к исповедальной лирике, по форме оно напоминает письмо – обращение к любимой женщине. Герой с нетерпением ждёт от неё «заветные листы» и мысленно пишет ответ. Неотправленное, это письмо становится страницей лирического дневника героя.

Начало стихотворения очень ёмкое в содержательном плане. Всего в четырёх строчках отразилась бурная жизнь героев, полная тревог и потерь, которые не объединили героев, не сблизили их, а напротив, явились причиной расставания. Теперь вдали от любимой герой страдает, мучается:

И холоден я к делу своему.

Воспоминания «своей волшебной властью» уводят героя в прошедшее. Именно в «прошедшее», т.е. «пережитое», а не «прошлое», которое прошло, не оставив следа. И вот герой вновь и вновь переживает «и первое движенье страсти», и «борьбу с самим собою», и «с каждым днём сильней кипевшую любовь». Зачем нужно было бороться с чувством? Почему его избранница так долго сомневалась, не верила, колебалась? Не здесь ли - в самОм начале отношений - кроется тайна неизбежного, по мнению героя, расставания?

Как бы то ни было, теперь герой живёт воспоминаниями о счастливых днях. Его душа и сердце не могут смириться с потерей возлюбленной, он обращается к ней с вопросами:

Средь добровольного изгнанья

Твоя душа погружена?

И жаждет получить ответ - «скажи! я должен знать…». Но лишь ответ, что и её «гнетёт тоска разлуки», способен утешить больную душу героя. Как странно это звучит, но как искренне. Возможно, именно своей откровенностью он когда-то покорил героиню.

Но правда часто приносит страдания. Герой сам признаётся: «Как странно я люблю!» Ощущается противоречивость его чувств. С одной стороны, герой отпускает возлюбленную, говорит о свободе её выбора, желает ей счастья, с другой стороны - ревнует и хочет быть единственным мужчиной в её жизни.

И что-то нам подсказывает, что очень скоро герои снова будут вместе. Нет ощущения законченности их отношений.

Композиция стихотворения трёхчастная с разным количеством строк в строфах. Первая и третья части условно диалогичны - прямого диалога нет, но эффект присутствия собеседницы, хотя и находящейся где-то далеко, создаётся обращениями к ней. Таким образом, пространственно-временные рамки стихотворения значительно расширяются.

Вторая часть стихотворения рефлексивная и представляет собой внутренний монолог лирического героя.

Несмотря на изменчивость и противоречивость чувств героя, его образ вырисовывается вполне определённо, чего не скажешь об образе героини стихотворения. О ней можно судить лишь по субъективному мнению героя, который считает виновницей своих страданий не только злую судьбу, но и свою возлюбленную. Ведь именно она разорвала отношения, пусть даже и временно, и теперь «средь добровольного изгнанья» наслаждается новой природой, кипящей жизнью и полной свободой.

В гармонии с жанром стихотворения находится стихотворный размер – четырёхстопный ямб, который задаёт особенную ритмику.

Интонация изменяется от размеренно-спокойной (внутренний монолог) до взволнованно-торопливой (строки, обращённые к героине). Здесь конечные стиховые структурные паузы не совпадают с интонационно-логическими, происходит перенос смыслового отрезка на другую строчку.

Рифмовка - смешанная, встречаются приблизительные и неточные рифмы: "легко ли" - "доли", "мне" - "вполне", "предана" - "погружена" и т.д. – явление, редкое для русской поэзии середины XIX в. и ставшее общепринятым и широко используемым лишь в поэзии символистов и поэтов XX века: А.А.Ахматовой, С.А.Есенина и др..
В опровержение мнения о "слабой форме" или "безыскусности" некрасовских стихов, бывшего весьма распространенным среди критиков-современников, одной из особенностей этого стихотворения является яркая звукопись, проходящая через весь текст. Звукопись эта выделяет несколько основных мотивов стихотворения, одновременно объединяя их: мотив судьбы, расставания (шипящие звуки – ж, ш, сочетания - тр, гр), мотив любви и воспомининия (сонорные и ассонанс на у и а). Обилие групп согласных ("покорствуя", "взволновавшей", "расскажешь", и т.д.) делают течение стихотворной речи прерывистым, затрудненным, подчеркивают душевное состояние лирического героя.

Несмотря на большой объём стихотворения и силу выраженных в нём чувств, здесь почти нет тропов. Яркую образность стихотворению придают эпитеты - «роскошная», «заветные», «мятежно», «пустынно», «бурно».

Напряжённость и глубина ощущений достигается синтаксическими средствами языка: инверсией – «Желал бы я, чтоб сонное забвенье/На долгий срок мне на душу сошло», восклицаниями – «Скажи! Я должен знать…Как странно я люблю!», вопросительными обращениями – «А ты? Ты так же ли печали предана?», Синтаксическим параллелизмом – «И жизнь скучна, и время длинно, / И холоден я к делу своему». Анафоры «и» и «как» нанизывая нить однородных членов и предложений, подчёркивают душевное состояние героев:

Как долго ты была сурова,

Как ты хотела верить мне,

И как поверила вполне!

Неслучайны повторы ключевых слов стихотворения – «прошедшее», «воспоминание» и словоформы глагола «верить». Они скрепляют стихотворение, способствуют его цельности.

Обращает на себя внимание весь лексический строй стихотворения. Преобладает высокая лексика – «заветные», «предана», «сошло», «изгнания», «молю». Однако включение в текст стихотворения разговорных оборотов речи - «авось и прилетели», «здорова ли? что думаешь?» создает эффект доверительного, душевного разговора.

Новый для своего времени взгляд на счастье, на любовь и на любимую, так обстоятельно раскрытый в этом стихотворении, будет устойчив, обязателен для всех следующих произведений Некрасова на ту же тему. Не встретится в них застылости и однообразия в отношении к живому чувству любви.

Заключение

Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.

Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, то в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов поэтизировал и «прозу любви».

Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт умел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.

Творчество А.Н.Некрасова многочисленными нитями связано с нашей современностью, многие его стихи звучат сегодня актуально и по-новому сильно.

Приложение 1

* * *

Да, наша жизнь текла мятежно,

Полна тревог, полна утрат,

Расстаться было неизбежно -

И за тебя теперь я рад!

Но с той поры, как всё кругом меня пустынно!

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.

Не знал бы я, зачем встаю с постели,

Когда б не мысль: авось и прилетели

Сегодня, наконец, заветные листы,

В которых мне расскажешь ты:

Здорова ли? что думаешь? легко ли

Под дальним небом дышится тебе?

Грустишь ли ты, жалея прежней доли,

Охотно ль повинуешься судьбе?

Желал бы я, чтоб сонное забвенье

На долгий срок мне на душу сошло,

Когда б мое воображенье

Блуждать в прошедшем не могло...

Прошедшее! его волшебной власти

Покорствуя, переживаю вновь

И первое движенье страсти,

Так бурно взволновавшей кровь,

И долгую борьбу с самим собою,

И не убитую борьбою,

Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.

Как долго ты была сурова,

Как ты хотела верить мне,

И как и верила, и колебалась снова,

И как поверила вполне!

Счастливый день! Его я отличаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь мою считаю,

Я праздную его в душе моей!

Я вспомнил всё... одним воспоминаньем,

Одним прошедшим я живу -

И то, что в нем казалось нам страданьем,-

И то теперь я счастием зову...

А ты?.. ты так же ли печали предана?..

И так же ли в одни воспоминанья

Средь добровольного изгнанья

Твоя душа погружена?

Иль новая роскошная природа

И жизнь кипящая, и полная свобода

Тебя навеки увлекли,

И разлюбила ты вдали

Всё, чем мучительно и сладко так порою

Мы были счастливы с тобою?

Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки...

1850

* * *

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим -

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво н нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жажды полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

1850

* * *

Так это шутка? Милая моя,

Как боязлив, как недогадлив я!

Я плакал над твоим рассчитанно-суровым,

Коротким и сухим письмом;

Ни лаской дружеской, ни откровенным словом

Ты сердца не порадовала в нем.

Я спрашивал: не демон ли раздора

Твоей рукой насмешливо водил?

Я говорил: «когда б нас разлучила ссора -

Но так тяжел, так горек, так уныл,

Так нежен был последний час разлуки...

Еще твой друг забыть его не мог,

И вновь ему ты посылаешь муки

Сомнения, догадок и тревог -

Скажи, зачем?.. Не ложью ли пустою,

Рассеянной досужей клеветою

Возмущена душа твоя была?

И, мучима томительным недугом,

Ты над своим отсутствующим другом

Без оправданья суд произнесла?

Или то был один каприз случайный,

Иль давний гнев?..» Неразрешимой тайной

Я мучился: я плакал и страдал,

В догадках ум испуганный блуждал,

Я жалок был в отчаяньи суровом...

Всему конец! Своим единым словом

Душе моей ты возвратила вновь

И прежний мир, и прежнюю любовь;

И сердце шлет тебе благословленья,

Как вестнице нежданного спасенья...

Так няня в лес ребенка заведет

И спрячется сама за куст высокий;

Встревоженный, он ищет и зовет,

И мечется в тоске жестокой,

И падает, бессильный, на траву...

А няня вдруг: ау! ау!

В нем радостью внезапной сердце бьется,

Он все забыл: он плачет и смеется,

И прыгает, и весело бежит,

И падает - и няню не бранит,

Но к сердцу жмет виновницу испуга,

Как от беды избавившего друга...

1850

* * *

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,

Всё, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир, и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья...

1851

* * *

Давно - отвергнутый тобою,

Я шел по этим берегам

И, полон думы роковою,

Мгновенно кинулся к волнам.

Они приветливо яснели.

На край обрыва я ступил -

Вдруг волны грозно потемнели,

И страх меня остановил!

Поздней - любви и счастья полны,

Ходили часто мы сюда,

И ты благословляла волны,

Меня отвергшие тогда.

Теперь - один, забыт тобою,

Чрез много роковых годов,

Брожу с убитою душою

Опять у этих берегов.

И та же мысль приходит снова -

И на обрыве я стою,

Но волны не грозят суровее

А манят в глубину свою...

1855

ГОРЯЩИЕ ПИСЬМА

Они горят!.. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала...

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь еще не назвала,

Ни правды их еще не доказала...

Но та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!

Свободно ты решила выбор свой,

И не как раб упал я на колени;

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени!..

Безумный шаг!.. быть может, роковой...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1877

* * *

Тяжелый год - сломил меня недуг,

Беда застигла, - счастье изменило,-

И не щадит меня ни враг, ни друг,

И даже ты не пощадила!

Истерзана, озлоблена борьбой

С своими кровными врагами,

Страдалица! стоишь ты предо мной

Прекрасным призраком с безумными глазами!

Упали волосы до плеч,

Уста горят, румянцем рдеют щеки,

И необузданная речь

Сливается в ужасные упреки,

Жестокие, неправые... Постой!

Не я обрек твои младые годы

На жизнь без счастья и свободы,

Я друг, я не губитель твой!

Но ты не слушаешь. . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1855

* * *

Как ты кротка, как ты послушна,

Ты рада быть его рабой,

Но он внимает равнодушно,

Уныл и холоден душой.

А прежде... помнишь? Молода,

Горда, надменна и прекрасна,

Ты им играла самовластно,

Но он любил, любил тогда!

Так солнце осени - без туч

Стоит не грея на лазури,

А летом и сквозь сумрак бури

Бросает животворный луч...

1856

* * *

Тяжелый крест достался ей на долю:

Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;

Кому и страсть, и молодость, и волю -

Всё отдала, - тот стал ее палач!

Давно ни с кем она не знает встречи;

Угнетена, пуглива и грустна,

Безумные, язвительные речи

Безропотно выслушивать должна:

«Не говори, что молодость сгубила

Ты, ревностью истерзана моей;

Не говори!.. близка моя могила,

А ты цветка весеннего свежей!

Тот день, когда меня ты полюбила

И от меня услышала: люблю -

Не проклинай! близка моя могила,

Поправлю всё, всё смертью искуплю!

Не говори, что дни твои унылы,

Тюремщиком больного не зови:

Передо мной - холодный мрак могилы,

Перед тобой - объятия любви!

Я знаю: ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе...

О, погоди! близка моя могила -

Начатое и кончить дай судьбе!.. »

Ужасные, убийственные звуки!..

Как статуя прекрасна и бледна,

Она молчит, свои ломая руки...

И что сказать могла б ему она?..

1856

Список литературы:

1. Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. - М.: Просвещение, 1986.

2. Мадер Р. Д. «Да, наша жизнь текла мятежно…»/ Литература в школе №8, 2004.

3. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова. - М.: Просвещение, 1985.

4. Степанов Н. Л. Николай Алексеевич Некрасов. - М., 1962.

5. Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. - М., 1955.


Человек создан быть опорой другому, потому

что ему самому нужна опора.

Н. А. Некрасов

О, как убийственно мы любим...

Ф. И. Тютчев

«Он был человек высокого благородства души», — сказал о Некрасове Н. Г. Чер-нышевский. Эти слова вспоминаются, когда читаешь некрасовские стихотворения о любви, оставляющие неизгладимый след в душе.

Новатор в поэзии, Некрасов открыл новые страницы и в русской любовной ли-рике, показал ее новые возможности. Если великие поэты первой половины XIX века воспевали любимую как чудо, совершенство, если для них она была «гением чистой красоты», недосягаемым идеалом, мечтой, далекой от прозы жизни, то ге-роиня интимной лирики Некрасова — живая женщина с трудной, а иногда и тра-гической судьбой, с непростым характером. У нее «веселый, насмешливый ум», она резка, иронична и в то же время способна на большое, глубокое чувство.

Многие стихотворения некрасовской любовной лирики автобиографичны, их ге-роиня узнаваема. Это А. Я. Панаева — яркий, талантливый человек, друг, сорат-ник, гражданская жена поэта. Почему Некрасов не скрывал, кто адресат его стихот-ворений о любви? Наверное, потому, что стихи эти исповедальны: в них раздумья о прошлом, горькое признание своей вины (а ведь каждый, наверное, в чем-то вино-ват перед любимой, близкими людьми, и эта вина особенно горько ощущается, ког-да они уходят навсегда), попытка объяснить необъяснимое, в чем-то оправдаться...

«Когда из мрака заблужденья...», «Давно — отвергнутый тобою...», «Я посетил твое кладбище...», «Ах ты, страсть, роковая, бесплодная...» и т. п. буквально зас-тавляют меня рыдать», — писал поэту Н. Г. Чернышевский.

Раскрывая сложные отношения любящих, Некрасов идет новым путем: в его лирике появляется «проза любви», поэт позволяет читателю войти в мир противо-речивых чувств и отношений любящих. Он создает своеобразный лирический ро-ман-дневник, куда входит ряд стихов «панаевского цикла».

Героиня Некрасова совсем не «небесное созданье»: она может быть самоотвер-женной и непримиримой, любящей и ревнивой, доброй и жестокой.

«Я не люблю иронии твоей» — уже в этой первой строке, вступлении к стихот-ворению, есть и характеры двух людей, и волнующая сложность их отношений. Интересно, что почти все произведения любовной лирики поэта заканчиваются многоточиями, будто диалог продолжается, спор не закончен. Но за внешней кон-фликтностью всегда — высокая человечность, понимание и сопереживание, состра-дание и уважение.

Вот стихотворение «Тяжелый крест достался ей на долю» — одно из самых тра-гичных у Некрасова. В нем гениально найден основной образ — образ креста — как символ страдания и жертвенности: тяжелый крест — это и судьба, и надмогиль-ный памятник.

А какой сложный и прекрасный мир нелегкой любви воспет в небольшом сти-хотворении «Прости»:

Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, — Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, — Благослови и не забудь!

В некрасовской антитезе — вся жизнь с ее взлетами и падениями, бурями, сле-зами и светилом счастья. Так «Проза любви» становится темой высокой поэзии.

А как мудры и гуманны одноименные стихотворения «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право...» и «Двести уж дней...»), созданных смертельно больным, мучительно страдавшим поэтам, благословляющим юную жизнь. Материал с сайта

Я не знаю, можно ли отнести к любовной лирике стихотворение «Еду ли ночью по улице темной», но для меня это бесспорно. Жизнь несчастной проститутки стала темой лирического стихотворения. Рассказ о трагической истории «падшей» жен-щины проникнут таким сочувствием и пониманием, что ее реальная история ста-новится фактом высокой поэзии.

В этом лирическом стихотворении Некрасов словно предсказывает открытия гениального Достоевского. Ситуация повторится в «Преступлении и наказании», в истории «вечной Сонечки Мармеладовой», быть может, самой высоконравственной героини русской литературы, ради спасения семьи вынужденной «пойти на панель».

Не было для Некрасова «низких» тем. В своей лирике он раскрыл внутренний мир современников, людей разных социальных слоев. Высокое благородство его души проявилось в способности понять и близких, и далеких, протянуть руку по-мощи страдающим, быть не судьей, а другом и защитником обездоленных, воспеть те чувства, которые делают человека Человеком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ да наша жизнь текла меиежно
  • некрасова да наша жизнь текла мятежно анализ
  • на тему да наша жизнь текла мятежно краткий анализ
  • некрасов да наша жизнь текла мятежно анализ
  • анализ стихотворения да наша жизнь текла мятежно

"Да, наша жизнь текла мятежно..."

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно -
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе?
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло...
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все... одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу -
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову...

А ты?.. ты так же ли печали предана?..
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...

Стихотворение Некрасова Н.А. - Да, наша жизнь текла мятежно...

Любовная лирика Н. А. Некрасова, или скорее интимная лирика, - это нечто новое в русской поэзии XIX века и, когда приходится читать стих «Да, наша жизнь текла мятежно» Некрасова Николая Алексеевича становится понятно почему.

Текст стихотворения Некрасова «Да, наша жизнь текла мятежно» был впервые опубликован в 1850 году и относится к так называемому «панаевскому циклу». Этот цикл, как рассказывают на уроках литературы в старших классах, - своеобразный роман-дневник, в котором поэт, не скрывая ничего, рассказывает о сложных отношениях лирических героев. В них легко узнать самого Некрасова и Авдотью Панаеву. Любимая женщина поэта, как и он сам, изображена в стихах предельно откровенно. Это не «гений чистой красоты», а капризная, избалованная, эгоистичная женщина с трудной судьбой. Воспринимать все произведения «панаевского цикла» однозначно нельзя и именно поэтому учить их полностью очень сложно.

Подробно познакомиться с этим стихотворением «панаевского цикла» можно на нашем сайте в режиме онлайн. Есть возможность скачать текст для занятий.

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно –
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе?
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло…
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все… одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу –
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову…

А ты?.. ты так же ли печали предана?..
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать… Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки…