Что такое звуковой состав. Звуковой состав русского литературного языка. Органы речи. Образование гласных и согласных звуков

Сущ., кол во синонимов: 2 звуковой состав (2) фонетика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Микросхемы звукогенераторов специализированные микросхемы для генерации звука. Они могут использоваться для воспроизведения звуковых эффектов и синтезированной музыки (см. chiptune) в компьютерах, игровых системах (консолях, автоматах) и бытовой… … Википедия

ГОСТ Р 54746-2011: Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия - Терминология ГОСТ Р 54746 2011: Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия оригинал документа: 3.3 звуковое давление (sound pressure): Переменное давление, создаваемое источником шума,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Не следует путать с Мюнхенским симфоническим оркестром. Мюнхенский симфонический звуковой оркестр (англ. Munich Symphonic Sound Orchestra) немецкий музыкальный коллектив под управлением Бориса Йожича (Boris Jojic), типичный… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Морфология. … Википедия

- (греч. phonetikos, от phone звук). Учение о звуках человеческого голоса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОНЕТИКА в грамматике, учение о звуках. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

РАСПРОСТРАНЕНИЕ П. ЯЗ. П. язык принадлежит к группе зап. славянских яз. и вместе с кашубским и вымершим полабским яз. составляет их лехицкую группу (см. «Славянские языки»). Область распространения П. яз. состоит прежде всего из собственно Польши … Литературная энциклопедия

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ - обучение чтению и письму Выбор способа. О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О.г. опирается на знания о простейших элементах речи звуках и их обозначении буквами. Обучающийся грамоте… … Российская педагогическая энциклопедия

Язык китайцев (См. Китайцы), официальный язык КНР. На К. я. говорит 95% населения страны (свыше 730 млн. человек, 1970, оценка) и китайское население Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Бирмы, Малайзии, Таиланда, Сингапура и др. (свыше… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Звуковой плакат "Русский и английский алфавит" (ЗП-7196)
  • Звуковой плакат "Говорящая азбука" (ЗП-6517) , . Представляем Вашему вниманию уникальную новинку - развивающие звуковые плакаты, которые содержат стихотворения, занимательные и поучительные рассказы о животных, звуки, издаваемые ими, а…

В русс.языке от 37 до 43 звуков :

5 или 6 гласных: а, э, о, и, у, + ы (М. шк. не выделяет Ы, т. к. она считается вариантом И)

Согласные: 12 пар по тв./мяг. 3 всегда твердых : ж, ш, ц, 2 всегда мягких: ч, j, + к, г, х (их мягкие вар. в заимствов. словах - не русский звук)

32 согласных звука + к", г", х" + гласные = 40 + ж" и ш" (долгие) + ы = 43.

Звуки речи - наименьш. звуков. единицы, которые мы слышим и произносим, буквы - условн. графич. знаки, которые выраж. звуки речи на письме.

Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и ясно, в безударных словах неясно, поэтому в безударных слогах гласные буквы и звуки могут не совпадать : тОвар - т[А]вар.

Сильн. поз. - под. удар. Абсолютн. сильн. поз. - под удар. в нач. слова.

Йотированные буквы е, ё, ю, я не являются звуками .

Ь и Ъ не являются звуками, сочетание тс дает звук [ц], буквенное сочетание сч дает звук [щ’].

5. Система гласных звуков. Законы, действующие в области гласных.

Гласные (6 шт) - а, о, и, у, э, ы - моск. школа считает вариантом И)

Основной закон - Редукция (сокращение звука). Чем дальше звук от ударения, тем он короче (150 мс под ударением, без - короче).

Виды редукции : количественная (и,ы,у) - сокращается звук, качественная (а,о,э) - изменяется и сам звук.

Позиции: tЪ, t"Ь t˄, t " и э t, t "A, O, E tЪ, t"Ь

Отсупление от закона: в абсолютном начале слова крышечка (˄ рбАт)

После мягких согл. в первом предударн. слоге а, о, э произнос. как

[ и э ] : [л"и э до´к], [л"и э са´]

После твёрдых согл. в первом предударн. э звучит как [ ы э ] : [шы э сто´й"].

В падежных окончаниях существит. и глаголов, где есть графическое Я , пишется задненебн. редуцир. Ъ : буря - бур"ъ.

6. Система согласных звуков. Фонетические процессы и законы, действующие в области согласных.

12 пар по тв./мяг. : п, б, м, в, т, д, з, с, р, л, н, ф + их мягкие варианты, 3 всегда твердых : ж, ш, ц, 2 всегда мягких: ч, j + к, г, х(их мягкие вар. в заимствов. словах - не русский звук) + к", г", х"+ ж" и ш" (долгие мягкие)

Закон конца слова. Все парные по глух./звонк. оглушаются : мозг[ск], порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце оба оглушаются : груздь - грусть .

Ассимиляция (уподобление одного звука другому) - с[з]бить, сказ[c]ка. Происходит между звуками одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной . По направлению - прогрессивная (предыд. звук влияет на послед. - сказка) и регрессивная (послед. звук влияет на предыд. - счёт).

Диссимиляция (расподобление: два или более одинаков. или близких по типу звука расходятся в произношен. всё дальше) - бонба, транвай, колидор, секлетарь.

Аккомодация - согласные влияют на произношение гласных

1) гласные заднего или среднего ряда [a], [o], [у] после мягких согласных становятся более передними: рад-ряд, лот-лёд, лук-люк, н˙я˙ня.

2) мы с Ирой [сырой]

или гласные влияют на произношение согласные .

1) если сливаются т и с, появляется звук ц долгий: строятся

2) огубление согласных после лабиальных гласных: тот [т˚от]

Проклитика: полная (безударная примыкают к ударным) и относительная (безударные прим к ударн., но при этом кач-во безударных не меняется). Союзы НО и ТО - проклитика, но относит..

дьяк он [д’jакон], но дьякон [д’jакън]; я с ней , но ясней

Фонетнич. процессы :

Диереза - один звук выкидывается, образуется другой звук: сердце [с’эрцъ], грусный, празный,чуство.

Эпентеза - вставка звука там, где его не было: бобр-бобер, огнь-огонь, предать-передать, срам-страм, скорпион-скорпийон.

Протеза - вставка звука в начале слова: восемь-осьминог, острый-вострый

Метатеза - взаимная перестановка звуков или слогов в словах на почве ассимиляции или диссимиляции: футляр (из нем. futteral), тарелка (талерка), мрамор (murmor)

"

Норма определяет, какие именно звуки входят в данное слово. На­рушение нормы в этом случае выглядит как замена одного звука дру­гим.

Мена твердых и мягких согласных

Чаще всего нормы употребления твердых и мягких согласных нарушаются перед гласным звуком [э]. Ис­конно в русском языке перед этим гласным произносились только мяг­кие согласные. Но появление заимствованных слов, а в двадцатом ве­ке аббревиатур привело к тому, что перед [э] стали произноситься и твердые согласные: мэр, пэр, сэр, ТЭЦ, ГЭС.

Никаких нарушения нормы не было бы, если бы в нашей орфографии закрепилось строгое употребление буквы Е после парных мягких со­гласных (мера) и буквы Э после парных твердых (мэр). Однако этого не случилось. В заимствованных словах, как правило, употребляется буква Е: тезис, стенд, техника. Поэтому приходится просто помнить, что в одних случаях эта буква обозначает гласный [э] и мягкость предшествующего согласного - [т’э]хника, а в других - только глас­ный [э] – [стэнт].

И опять можно было бы поднапрячься и заучить произношение этих слов, да вот беда - в языке продолжает действовать тенденция смяг­чать парные согласные перед [э]: не один раз звучало по радио [г’эс] - ГЭС, что уж говорить про [т’эмпы] и [т’эрмъсы].

В результате норма произношения отдельных слов колеблется. Например, произношение [сэ]ссия сегодня уживается с вариантом [с’э]ссия, а еще несколько лет назад обязательное мягкое прог[р’э]сс сегодня уже соседствует с твердым прог[рэ]сс.

Таким образом, налицо колебания нормы. А где такие колебания есть, возникают и нарушения, когда смягчается то, что должно про­износиться твердо, и, напротив, твердо произносится то, что должно смягчаться:

Задача - не потерять набранные [т’э]мпы. - Норма: [тэ]мпы;

Это не совсем правильный [т’э]зис. - Норма: [тэ]зис;

Этот иронический [д’ьт’иэ’]ктив отразил фантасмагорию нашей жиз­ни. - Норма: [дэтэ]ктив.

Поскольку смягчение согласных перед звуком Гэ] - это тенденция современного языка, подобное произношение кажется допустимым и в ряде случаев не вызывает немедленной негативной реакции. Представ­ляется, что против [т’э]мпа или [т’э]рмоса вообще никто сегодня не будет бурно протестовать, хотя произношение [т’эст] вместо [тэст] или компью[т’ь]р вместо компью[тър] пока еще воспринимается как необычное. Но, повторим, наша снисходительность обусловлена именно тем, что многим из этих слов суждено нормативное мягкое произношение согласного перед [э].

Совсем иное дело обратная мена:

Окна заколочены фа[нэ]рой; Это очень компе[тэ]нтный руководи­тель; Ароматы лечат многие не"дуги и вку[пэ"] с другими методами да­ют хорошие результаты (в последнем случае норма: неду"ги, вку"[п’ь]).

Это произношение выглядит манерным, таким «культурным-культур­ным». Оно называется гиперкорректным, говорящие при этом «не зна­ют, где границы закономерности, и перебарщивают в приверженности к ней» [Панов 1990: 18]. Вместе с тем, как уже было видно по слу­чаю прог[р’э]сс - прог[рэ]сс, твердое произношение может закреп­ляться нормой. Например, словари сейчас допускают произношение фла[нэ]ль, хотя ранее одобрялось только мягкое фла[н’э]ль. Но вот произношение ши[нэ]ль по-прежнему нежелательно.

Эти капризы живого языка делают данное явление сложным, поэтому «службе языка» в редакции остается только следить за прямым эфиром и словарями и фиксировать устойчивые и колеблющиеся нормы, чтобы можно было давать рекомендации журналистам и вносить поправки в редактируемые материалы.

Все другие случаи ненормативной мены твердых и мягких согласных гораздо менее распространены, а самое главное, представляют собой гораздо более грубое нарушение нормы, чем рассмотренное явление.

Под влиянием аналогии с формами «взыграть», «взыскать» возника­ет произношение «взымать» (норма: взимать): Они занимаются трудо­устройством, но без вэымания оплаты за эту услугу (еще одна ошиб­ка в этом высказывании, которую можно исправить так: «оплата услу­ги» или «плата за услуги», здесь лучше последнее).

Под воздействием письма или в результате диалектного влияния происходит передача мягкости [т’] в инфинитиве возвратных глаго­лов: Больные могут обраща[т’]ся по этому телефону. Сравните также странную контаминированную форму: Думаю, Голованову уда[с’т’с’ъ] отстоять этот закон (произошла контаминация, то есть смешение двух форм: будущего времени «удастся» и инфинитива «удаться», в котором [т’] произносится мягко по указанным выше причинам).

В одной из передач Свердловского областного радио и журналист, и его герой говорили так: В магазине [р’э]зетки, соль, спички. По­нятно, что произносился мягкий согласный [р’], а после него вместо [о] закономерно появляется звук [э]. Мы рассматриваем этот случай, во-первых, потому, что так говорят двое, а во-вторых, потому, что автор с детства слышал в уральской диалектной речи слово «резеточка» (вид посуды, розетка), так что мы имеем дело не с индивидуаль­ным дефектом, а с влиянием местного произношения.

Мена глухих и звонких согласных

Редко, но отмечается ненорма­тивная мена глухих и звонких согласных: Такое заявление делать ди­ректора заставляют не политические дивиденты (по-видимому, влияет аналогия с формами типа «комплименты», «абонементы»).

Прочие мены согласных

Очень часто наблюдается произношение глаголов «облегчить», «смягчить» не с сочетанием [хч], как требует норма (от «легкий», «мягкий», где произносится [хк]), а с сочета­нием [кч], видимо, под влиянием письма: Этот режиссер не думает о том, чтобы обле[кч]ить жизнь зрителю.

Время от времени фиксируется произношение местоимения «нечто» с сочетанием [шт]: Предпринимателями движет не[шт]о иное. Говоря­щий в этом случае ставит данное местоимение в ряд «что», «ничто», в которых по норме нужно произносить [шт] (но: не[чт]о).

Мена согласных иногда наблюдается в слове «почтамт»: Коммунисты, как обычно, отправятся на площадь от почтампа. - Конечный согласный изменяется в результате ассимиляции: он уподобляется предше­ствующему по месту образования (вместо сочетания «губной + зубной» возникает сочетание «губной + губной»).

Мена гласных звуков под ударением

Нарушаться звуковой состав слова может и за счет мены гласных звуков. Под ударением часто не­правильно употребляются звуки [э] и [о] после парных мягких и по­сле шипящих согласных. Общеизвестно произношение «афёра», «опёка», «своёй», «ничьёй», вместо «афера», «опека», «своей», «ничьей».

Начиная с ХII в. и примерно до ХV-ХVI вв. в русском языке дейст­вовал фонетический закон перехода звука [э] в звук [о] под ударе­нием после мягкого согласного перед твердым согласным: [н’эс] -> [н’ос]. В ряде случаев перехода не было. Если звук [э] развился на месте звука, обозначим его условно, "ять", мы и до сих пор про­износим [э] под ударением после мягкого согласного перед твердым: лес, хлеб, мел, нет, белый, свет, дело и др. Перехода также не было, если слово заимствовано из старославянского языка или если на произношение слова повлиял церковнославянский язык: плен, на­дежда, одежда, прежде, крест, небо, перст и др. [См.: Иванов 1964:189-197].

Как видим, издавна в языке сложилось так, что в одной и той же позиции в одних словах произносился звук [э], а в других - [о]: «хлеб», но «мёд», «мел», но «мёл», «небо», но «нёбо». Положение стало еще запутаннее, когда в русском языке появились заимствова­ния, в которых в той же позиции нужно было выбирать [э] или [о] в соответствии с языком-источником: а[ф’э]ра из франц. аffаiге «дело» [аффэ"р]; ма[н’о]вр из франц. manœvre [манöвр]; грена[д’э]р из франц. grenadier [грэнадье"]; о[п’э]ка из польск. орiеkа [опе"ка].

В современном русском языке нет никаких внутренних оснований для различения того, в каком слове нужно в данной позиции произно­сить [о], а в каком [э]. Только традиция, языковые навыки, указа­ния словаря. А в таких условиях лишь. в центре поля этих слов нор­ма соблюдается строго. Действительно, никто не говорит: «принеси мне кусочек мёла или хлёба», «купи баночку [м’э]да». Но на пери­ферии группы колебания возникают постоянно, тем более что этому содействует целый ряд факторов.

Во-первых, у нас не привилось последовательное употребление бук­вы Ё. Если бы мы всегда читали и всегда писали «манёвры», «белёсый», «блёклый», «жёлчь» и рядом «опека», «афера», «гренадер», мы и в произношении были бы последовательны.

Во-вторых, мена этих звуков в большинстве случаев не влияет на смыслоразличение. Скажем ли мы «манёвр» или «маневр», «опека» или «опёка», наш собеседник поймет высказывание без всяких затрудне­ний. В свое время по экранам прошел фильм «Афера». По всему Екате­ринбургу красовались афиши, на которых огромными буквами было на­писано «Афёра». Можно с уверенностью сказать, что ни один человек не решил, что это нечто иное, а не добрая старая «афера».

В-третьих, словообразование и словоизменение постоянно сталки­вают эти звуки в данной позиции и создают ловушки для нашей памя­ти: нужно говорить «мёртвый», но «мертвенный», «крестный ход», но «крёстный отец», «крёстная». В склонении местоимений издавна суще­ствовало и существует в говорах сейчас влияние твердого варианта склонения на мягкий вариант, поэтому произношение «всёй», «твоёй», «чьёй» (как «той», «какой) вполне в духе языка [См.: Иванов 1964: 335-336].

Учитывая все сказанное, можно задаться вопросом: из-за чего ломать копья? Если на смыслоразличение это явление почти не влия­ет, если некоторые нормативно закрепленные случаи даже противоре­чат языковой тенденции, то стоит ли волноваться, пусть каждый го­ворит так, как ему хочется? Но это «пусть» противоречит принци­пам функционирования литературного языка, который обладает фикси­рованной, культурно закрепленной нормой. Здесь вступает в дейст­вие культура речи, наше эстетическое чувство. Вот несколько слу­чаев, которые отвергаются не только нормой, но и нашим эстетичес­ким восприятием языка. Согласимся, что просто некрасиво говорить вот так:

Лестницей для поджигателей послужил водосточный [жэ]лоб; Театр приглашает на премьеру искро[м’э]тной оперетты; Имеются в эконо­мике такие всплёски; Предавая земле останки убиённых, мы искупа­ем вину своих предков; Снег падает, как мёртвенная глыба.

И хорошо бы запомнить, что надо говорить «голо[в’э]шка», «о[с’э]длый» и что все еще предпочтительно произношение «недоу[м’э]нный».

Мена безударных гласных

Нормативность звукового состава слова может нарушаться и за счет безударных гласных. Мы рассмотрим сле­дующие случаи.

1. Приведем вначале примеры:

Сообщаем телефон первоуральского к[а]рпункта; Будут показаны знаменитые [а]стросюжетные фильмы; Проводится фестиваль в честь ст[а]пятидесятилетия со дня рождения Римского-Корсакова.

Этот случай стоит как бы на границе между данным и предшеству­ющим разделами изложения. Выделенные позиции говорящий воспринима­ет как безударные и поэтому произносит на месте [о] звук, близкий к [а]. По норме же на данные слоги падает дополнительное ударение. Поэтому в них нужно произносить звук [о]: к[о"]рпу"нкт, [о"]стросю­же"тный, ст[о"]пятидесятиле"тие [См.: Граудина и др.1976: 268-269].

2. Снова вначале материал:

Дети учатся готовить самое [а]лементарное; В нашем движении специалисты в области [а]кологии, медицины, образования. А на эк­ране одного из телеканалов г. Екатеринбурга о выступающем было даже написано: антамолог (поскольку речь шла о комарах, в виду явно имелся энтомолог, то есть человек, изучающий насекомых).

В современном русском языке существует тенденция дефонологизации безударных гласных, попросту говоря, в безударном положении мы склонны различать все меньше и меньше гласных звуков. Не слу­чайно зафиксировано произношение град[ъ]сов, то есть редукция не только заударных [а] и [о], но и [у]. Однако в начале слова на месте безударного [э], как указывает «Русская грамматика», нужно произносить [ы э ] – «звук непереднего ряда, средний между Ы и Э» [Русская грамматика 1980 т.1: 25, 26]. Поэтому отраженное в приме­рах произношение следует считать неправильным. Вероятно, проявление указанной закономерности можно усмотреть в произношении [э]нтеграция (Основная тенденция сейчас - [э]нтеграция), если только это не индивидуальный произносительный дефект.

Ударение

С ударением связано наибольшее количество ошибок в произноше­нии слов. Это обстоятельство объясняется характером ударения в русском языке. Оно разноместное и подвижное, то есть, во-первых, его место не закреплено за каким-то одним слогом в слове, напри­мер, за первым, последним или предпоследним, а во-вторых, оно спо­собно падать на разные слоги в формах одного и того же слова.

Неподвижное ударение

Ошибка может заключаться в том, что в слове с неподвижным ударением на том или ином слоге оно перено­сится на другой слог, по-прежнему оставаясь неподвижным. Например, слово «пе"ня» во всех формах произносится с ударением на первом слоге. Но вот на протяжении всего двух дней разные люди на разных каналах радио произнесли его так: Пеня" - пятьдесят-шестьдесят процентов; По сравнению с пенёй эти счета выгодны; Это дало возможность остановить начисление пени". Мы видим, что место ударения изменилось: оно падает сейчас не на корень, а на окончание. Но оно остается неподвижным, то есть в разных формах падает на второй слог (скорее всего эти люди и в винительном произнесут: пеню").

Слова, однотипные по морфемной структуре, в русском языке могут иметь разное ударение: наме"рение, но разруше"ние; крестья"нин, но дворяни"н; облегчи"ть, но объе"здить; досу"г, но до"ступ; посу"л, но по"ступь; неду"г, но не"мочь, не"уч. Слабое владение нормой, быстрый темп речи и множество других причин приводят к смешению моделей ударения:

Планируются провокации, имитирующие разру"шение селений и жилищ; Подписаны договора" о намере"ниях; Надо создать крестьяни"ну нормальные условия работы; Эти люди призваны обле"гчить положение стариков; Используется пере­вод инвалидов на обле"гченные виды работы; Была система организа­ции до"суга нашей молодежи; Надо посмотреть на дела, а не на те обе­щания и по"сулы, которые дает человек; Он не смирился с не"дугом.

На перенос ударения может повлиять сближение с родственными словами: Кому-то из да"внишних хозяев кабачка пришла мысль брать автографы у знаменитых посетителей (норма: давни"шний. Влияние: да"вний).

Особенно много ошибок в произношении заимствованных слов, причем вовсе не обязательно новых для нашего языка. Традиционны ошибочные ударения в словах: диспансе"р, катало"г, кварта"л, экспе"рт (и произ­водных):

Нужен ремонт туберкулезного диспа"нсера; В помощь вам красочные ката"логи; Мы поставили задачу в первом ква"ртале этого года начать до"бычу бокситов; Центр инновационного бизнеса может служить э"кс­пертным центром.

Десятилетиями все справочники твердят нам о норме произношения этих слов. И кто знает, может быть, хотя бы о части из них словарь в конце концов скажет что-то вроде: «экспе"рт, допустимо э"ксперт», как смирился он с огласовками «ми"зерный» или «ко"лледж». Только од­но, по-видимому, может помешать такому исходу борьбы вариантов – печать безграмотности, низкого уровня речевой культуры. Например, вряд ли произношение «ква"ртал» будет признано как допустимое, на­столько грубо просторечным оно выглядит сегодня, недаром в выска­зываниях рядом с ним часто оказываются и другие погрешности, срав­ним «до"бычу» в приведенном примере или ненормативную форму поряд­кового числительного в следующем: Отчет за первый ква"ртал будет первого марта двухтысячепервого года.

Не удивительны ошибки в произношении слов, которые недавно начали входить в широкий оборот и звучать в эфире: Английская газета опубликовала материал о контактах команды с бу"кмекерским синдика­том, говорилось, что были оплачены го"лы (норма: букме"кер «держатель тотализатора», букме"керский, кроме того: голы"/. Много ли по нашему радио и телевидению двадцать лет назад говорилось о букмекерах и то­тализаторах? Ясно, что общество учится произносить новые слова в течение какого-то времени, и в этот период погрешности неизбежны.

Наверное, той же возросшей частотой употребления можно объяснить следующие колебания: Апокали"псис проблемы «две тысячи» взбудоражил всех (норма: апока"липсис) ; Неизбежный итог такого хозяйствования – экологический ко"ллапс (норма: колла"пс) ; Я беседую с му"ллой этой мечети (норма: мулла"). Десятилетие назад эти слова почти не звуча­ли в эфире. Сейчас, когда любая предвыборная кампания превращается в фильм ужасов, а также когда возрастает тяга общества к вечным ценностям, в том числе и религиозным, перечисленные слова вошли в активный лексикон каждого человека, во всяком случае такого, кото­рый может получить доступ к микрофону. И эта массовость употребления, как видим, немедленно сказывается на нормах ударения.

Отражая российскую трагедию, стало высокочастотным слово «наркомания», и, вероятно, под влиянием профессиональной речи возни­кают колебания в произношении: Наркомани"я становится серьезной проблемой. Сравним также: Аппарат применяется при всех аномали"ях позвоночника (норма: анома"лия).

Наконец, нередки погрешности в словах, частотность которых не меняется и колебания в произношении которых не были распростране­ны. Просто перед микрофоном оказались люди, которые произносят эти слова с ошибкой: Мы желаем вам праздничного настроения под бра"вурные звуки «Марша энтузиастов» (норма: браву"рные; может быть, говорящий связывает «бравурный» и «бравый», «браво»); Па­дение московской фарма"ции объясняется в статье еженедельника (нор­ма: фармаци"я «фармацевтика»; вполне возможно, что у говорящего смешались «фармация» и «формация») ; Они внимательно следят за всеми перипи"тиями футбольных баталий в Лондоне (норма: перипети"я; очевидно, что говорящий не знает, как пишется это слово - знающие написание произносят по-другому: Несмотря на все перипе"тии, город закончит эту стройку. И на то, и на другое произношение, наверное, повлияло сближение этого слова с приставочными образованиями типа «перемирие», «перекрытие»); Всем ката"рсиса! (кокетливо пожелал сво­им слушателям один из ведущих «Четырех четвертей» на «Радио России». Норма: ка"тарсис. Трудно сказать, что повлияло на такое произноше­ние. Может быть, человек просто не знает нормы, а может быть, в спонтанной речи сказался привычный мелодический и ритмический ри­сунок многих пожеланий типа «всем спасибо», «всем здоровья!», «всем успехов!», то есть - - -, а не - - -.

В отношении ударения очень часто не везет словам, связанным со сферой православной религии. Важная тема становится темой мод­ной, а о модных предметах говорится часто, но без должной квали­фикации, в том числе и речевой:

Здесь представлена сцена из тайной вече"ри (норма: ве"черя) ; Литургия будет посвящена страстной се"дмице (норма: седми"ца) ; Нач­нется всено"щное бдение (норма: все"нощное) ; Началась стра"стная не­деля (норма: страстна"я) ; Людям хотелось хоть еловую ветвь над хра­ми"ной своей поставить (норма: хра"мина). Видимо, по причине гиперкорректности возникают и такие произношения: Особым гре"хом счита­лось съесть до второго Спаса яблоко (норма: грехо"м) ; Он заверил, что чек пойдет на бла"гое дело (норма: благо"е).

Как это видно в случае «страстная неделя», перенос ударения может препятствовать различению значений: Об этом сообщается в «Повести вре"менных лет» (норма: временны"х).

Подвижное ударение

Прежде всего мы рассмотрим нарушения норм подвижного ударения в именах, главным образом в именах существи­тельных.

1. Неподвижное по норме ударение может в именах заменяться ненормативным подвижным. Обратимся к случаям, когда погрешности возникают под влиянием языковой тенденции развития склонений. Ошиб­ки здесь многочисленны, а отклонения постепенно, но упорно отвое­вывают одну позицию за другой и переходят на положение допустимых вариантов. В первую очередь такого типа ошибки наблюдаются в име­нительном падеже множественного числа, где не до конца осуществи­лась языковая тенденция объединения склонений во множественном чи­сле (сравним дательный, творительный и предложный падежи, где по­давляющее количество существительных имеет одинаковые окончания независимо от рода). Наибольшей активностью в именительном множе­ственного числа обладает окончание -а, которое в ряде случаев вы­тесняет окончание -ы. Таково, например, знаменитое «договора"», где окончание -а уже признано допустимым, наряду со строго нормативным «догово"ры». Влияние данной тенденции может сказываться и чисто фо­нетически, как. перенесение ударения на окончание -а при норматив­ном неподвижном ударении на основе. Примером здесь может служить популярнейшее, однако ненормативное «средства"» при норме «сре"дства».

За этой формой ударение переносится на окончание и в других формах множественного числа: Мы поможем в мобильных средства"х, чтобы пре­кратить торговлю наркотиками (норма: сре"дствах). Тот же процесс наблюдается и в других словах: Они подают себя как деятелей, мо­гущих делать блага" населению (норма: бла"га) ; Были объединены об­щества" «Буревестник», «Зенит» и другие (норма: о"бщества; перенос ударения на окончание отразился на форме родительного множествен­ного: Мы отмечаем создание новых обще"ств, клубов. Нужно: о"бществ).

В ряде случаев можно усмотреть влияние аналогии. В следующем примере источник аналогии присутствует в самом высказывании: Реша­ется вопрос о поставках угля" и мазута" (норма: мазу"та; скорее всего это аналогия с предшествующим «угля"»). В других примерах можно ви­деть влияние модели, но не конкретных слов: Здесь у нас отдел бель­евого трикотажа" (норма: трикота"жа; аналогия с формами типа «гара"ж-гаража"») ; Так говорят только снобы" (норма: сно"бы; аналогия со «столб-столбы"») ; Это небольшие хлебцы" в виде птиц - жаворонков (норма: хле"бцы; аналогия с «голубец-голубцы"»).

2. Переходим к анализу погрешностей, которые заключаются в том, что нормативное подвижное ударение заменяется ненормативным непо­движным. Есть существительные, у которых в единственном числе уда­рение падает на основу, а во множественном - на окончание: том, то"ма – тома", томо"в. Ошибка состоит в том, что ударение стано­вится неподвижным, во всех формах оставаясь на слоге основы: У нас тепловые ша"ры тоже делают (норма: шары") ; На Западе полет на воздушных ша"рах - повальное увлечение (норма: шара"х) ; На Западе происшествия с воздушными ша"рами встречаются чаще, может быть, по­тому, что там не умеют падать (норма: шара"ми).

Другая модель ударения - передвижение его с основы на окончание в косвенных падежах множественного числа: до"ля, о до"ле – до"ли, о доля"х. Нарушение нормы сказывается в том, что в этих падежах уда­рение переносится на основу: Дума двумя тре"тями голосов может принять документ (норма: третя"ми).

Еще одна модель ударения характеризуется тем, что в единствен­ном числе винительный падеж отличается по месту ударения от дру­гих падежей: вода", воды", во"ду. Ошибочно он может по этому призна­ку выравниваться с остальной парадигмой: Это человек, знающий цену" миру (норма: це"ну).

3. Отметим случаи, когда подвижное ударение одного типа заменяется подвижным же, но иного рисунка: Проект соглашения между сто"ронами конфликта в Косово отклонен (норма: сторона"ми).

Наконец, обратим внимание на сочетание некоторых существитель­ных с числительными два, три, четыре: два часа". И.Г.Милославский предлагает даже выделять особый счетный падеж [Милославский 1981:76], поскольку форма часа" в сочетании с числительным не совпадает с формой родительного падежа в сочетании, например, «у меня нет и ча"са свободного». Происходит это потому, что в соединениях с числительными до наших дней сохранилась форма двойственного числа [Иванов 1964: 331]. В телерадиоречи наблюдается утрата этих форм: Прошло два ча"са. Такое ударение ненормативно.

Тем же стремлением к унификации форм по месту ударения объясня­ются ошибки в произношений кратких прилагательных: Вы правы" (нор­ма: пра"вы; влияние формы «права"»)

Нормы подвижного ударения часто нарушаются в формах глагола.

Начнем с инфинитива: Приглашаем всех при"нять участие в этой ярмарке вакансий (норма: приня"ть; грамматическая аналогия с фор­мами «при"нял, при"няли»); Это не помешало ему за"нять первое место (норма: заня"ть; влияние форм «за"нял, за"няли»).

Прошедшее время. Здесь, как и в кратких прилагательных, сказы­вается стремление унифицировать формы по месту ударения: Комиссия при"няла этот проект за основу (норма: приняла" ; аналогия с «при"нял»); Сон с него как рукой сняло" (норма: сня"ло; аналогия с «сняла"»); Надо, чтобы люди поня"ли ситуацию (норма: по"няли; аналогия выходит за рамки парадигмы прошедшего времени: поня"ть); Этот процесс на"чался давно (норма: начался"; аналогия выходит за рамки парадиг­мы данного глагола: на"чал).

Бывает и так, что неподвижное в рамках форм прошедшего времени ударение смещается под влиянием форм другого времени этого же гла­гола: Они вло"жили в это мероприятие около восьми миллионов рублей (норма: вложи"ли; аналогия с «вло"жит, вло"жим»).

В настоящем и будущем простом времени может возникать перемеще­ние ударения, хотя по норме глагол имеет ударение неподвижное: Он зво"нит в редакцию (норма: звони"т; влияние другой модели ударения типа «люби"ть, люби"л – лю"бит, лю"бим»). Может быть и обратный про­цесс, когда увеличивается количество форм, одинаковых по месту ударения: Местные электрики объяснить ситуацию не торопя"тся (норма: торо"пятся; аналогия с «тороплю"сь, торопи"ться, торопи"лся, торопя"щийся, торопи"вшийся»).

Из деепричастий отметим только «па"мятуя». Оно употребляется го­раздо чаще, чем глагол «па"мятовать» и, видимо, поэтому начинает произноситься с другим ударением: Пирс Броснан согласился побеседовать с нашим корреспондентом, памяту"я о давней дружбе с «Комсомолкой». Смещение ударения, наверное, вызывается сближением с более обычной огласовкой формы: организу"я, лику"я, критику"я, кре­диту"я и прочее.

Причастие. В спонтанной речи активнее всего проявляют себя страдательные причастия прошедшего времени, в которых и наблюда­ется наибольшее количество ошибок. Во-первых, в ряде случаев про­исходит смещение ударения на корень или ближе к корню: Здесь люди будут восстанавливать здоровье после перене"сенных заболеваний (норма: перенесённых; аналогия с «перенёс»); Отряд был хорошо экипи"рован (норма: экипиро"ван, от глагола «экипирова"ть»; аналогия с формами типа: «проанализи"рованный», «откорректи"рованный»).

Во-вторых, наблюдается противоположное явление - перенос ударения с корня на аффикс: Дворянство и буржуазия Австро-Венгрии были уравнены" в правах (норма: ура"внены; возможно влияние форм «уравня"ть, уравня"л», где место ударения иное, но все-таки не на корне); Материал называется «Модель про"игранного матча» (норма: прои"гранного; наверное, расстроенный говорящий думал не столько о причастии, сколько о про"игрыше).

Как и в личных формах прошедшего времени, в кратких страдатель­ных причастиях прошедшего времени ошибки в ударении могут возни­кать под влиянием форм женского рода: Были приняты" важные реше­ния (норма: при"няты; аналогия с «принята"». В свою очередь форма эта испытывает перемещение ударения под влиянием форм «при"нят, при"нято» и произносится часто так: при"нята).

По поводу действительных причастий настоящего времени отметим часто употребляемую форму «могу"щий» с неправильным ударением: Это от них, не мо"гущих найти заработок, уходят жены «конечно, влияет форма «мо"гут», для запоминания нормы можно учесть, что русское соответствие этого старославянского заимствования - прилагательное «могу"чий», которое никто не пытается произнести как «мо"гучий»).

Из действительных причастий прошедшего времени особо выделим форму «уме"рший», которую под влиянием форм «у"мер, у"мерли» очень часто произносят неверно: Я предлагаю у"мерших почтить минутой молчания.

Как показывает наш материал, погрешности фонетического уровня, чаще всего не затрудняя понимания, снижают культурно-речевые ха­рактеристики выступления и тем, безусловно, наносят ущерб имиджу говорящего. Редактор не может вмешаться в текст, звучащий в пря­мом эфире, но он имеет возможность влиять на уровень культуры ре­чи сотрудников редакции. Журналисты же, в свою очередь, могут пре­дотвратить проникновение в эфир хотя бы некоторых фонетических по­грешностей в речи своих собеседников, тем или иным способом устраняя ошибки, выявившиеся в предварительных разговорах.

2.2.2. Морфологический уровень

Морфологический уровень - это уровень, определяющий образова­ние и изменение слов. Поэтому и нормы здесь касаются словообразо­вания и словоизменения.

Словообразование

Нарушение норм словообразования можно определить либо как не­нормативную замену одной словообразовательной модели другой моде­лью, либо как создание нового слова без особой в том нужды.

Замена модели

Поскольку словообразовательная модель включает в себя такие элементы, как производящая основа и словообразующее средство, то и ошибки могут выглядеть как нарушения в выборе того или другого.

1. Рассмотрим следующие высказывания.

Публика просто неистовала, я не узнавала своих курян. - Норма: неистовствовала. Скорее всего, говорящему как бы не захотелось во­евать с этим сложным стечением звуков «стов-ствов», а получилось новообразование. Если нормативный глагол восходит к существитель­ному «неистовство», то ненормативный - к прилагательному «неис­товый».

О таком турнире были проговоры год назад. - Норма: переговоры. Сейчас часто можно услышать высказывания типа: «Мы проговорили этот вопрос очень серьезно», «Мы проговорили эту тему» (имеется в виду «обговорили», т.е. «обсудили»). Для обозначения ситуации «обсуждение вопроса» говорящий образует слово от глагола «прого­ворить». Появляется новое название вместо привычного «переговоры».

Прокуратура берет под защиту хулиганов, заодним опорочив по­терпевшего. - Норма: заодно. Говорящий употребил диалектное сло­во (на Урале, кстати, известно также наречие «заоднем»). Исполь­зован лексико-синтаксический способ словообразования, причем в литературном языке за исходную единицу взята одна форма числите­льного - винительный падеж, а в диалекте другая - творительный.

2. Отступления от нормы в выборе словообразующего средства разнообразны в силу того, что разнообразны сами эти средства.

Ирак должен безукоснительно выполнять требования ООН. - Норма: неукоснительно. Произошла замена приставки.

Я плохо разбираюсь в садоводничестве. - Норма: в садоводстве. Наверное, постоянное соседство садоводства и огородничества ска­залось на оформлении первого элемента пары и заставило говоряще­го использовать суффикс -ничеств- вместо -ств-.

У Баха было множество примеров для подражения. - Норма: для подражания. Нормативный суффикс -ний- заменен суффиксом -ений-.

Талантливому хлебопекарю передает привет его старый знакомый. -Норма: .хлебопек. Нулевой суффикс заменен суффиксом -арь-. Контаминированы слова «хлебопек» и «пекарь».

Алексия II пригласили в Вифлеем в связи с дветысячелетием хри­стианства. - Норма: двухтысячелетием. Интерфикс -ух- заменен не­нормативной морфемой -е-.

Новые слова

Новые слова, как известно, возникают в языке по­стоянно и для обозначения новых реалий, и для получения выразите­льного эффекта при повторной номинации. Как ошибка новообразова­ние воспринимается лишь тогда, когда невозможно понять, зачем по­надобилось новое название, если вполне хватило бы и старого.

Да всё пройдет - забастовство это, всё. - Вряд ли высказывание «Да все пройдет - забастовки эти, всё» менее выразительно, чем оригинал.

Минувшие сутки на Среднеуральщине прошли обычно. - И здесь не­понятно, чем Среднеуралыцина лучше обычного Среднего Урала. Тем более что модель на -щин- обычно дает не синоним производящей еди­ницы, а действительно особое название: Тамбовщина - это не Тамбов, туретчина - это не просто Турция.

Просим извинить нас за качество звукофонограмм. - Это неэконом­ное образование, поскольку фонограмма и есть «звукограмма», запись звука.

Так назывался этот месяц на древнеримском языке. - Древнеримский язык издавна называется латинским.

Поддержка благотворительных организаций - это проблемность на­шего выживания, решения наших социальных вопросов... сегодня наша задача - определить проблемность нашего населения, чем живут се­годня люди. - Проблемность здесь можно рассматривать лишь как средство придать речи глубокомыслие. Обычные слова «условие» в первом случае и «проблемы» во втором такого эффекта, конечно, не создают.

Бывает, что, несмотря на необычность слова, трудно оценить его однозначно: Средства массовой информации должны по-новому освещать положение в армии, тогда негативщины будет меньше. - Понятно, что привычнее слышать: «плохого будет меньше» или «зла будет меньше». Однако отрицательное отношение говорящего к этому «плохому» ново­образованием выражено ярче. Поэтому все наши рассуждения о наруше­ниях норм словообразования нельзя понимать как отрицание любого словотворчества. Пусть словотворчество будет, но от полноты сил, от свободного владения ресурсами языка, а не от малограмотности и беспомощного стремления сделать речь глубокомысленной и вырази­тельной.

Словоизменение

Нарушения норм словоизменения будут, рассмотрены по частям речи. Начнем с имен.

Имя существительное

Прежде всего обратимся к склонению . Неко­торые погрешности в образовании падежных форм мы уже рассматривали в связи с фонетическим оформлением слова. Это говорит о том, что между явлениями разных уровней нет непроходимой грани, в языке все взаимосвязано. Например, исторические чередования звуков в совре­менном русском языке сопровождают формообразование, т.е. явление морфологического уровня. Но сказывается это на фонетическом облике слова, на его звуковом составе. Так, оформление именительного па­дежа единственного числа «заём», а косвенных – «займа, займу» свя­зано с беглостью гласных, т.е. с историческим чередованием звуков, сопровождающим аффиксацию. Нарушение этой нормы приводит к погреш­ности в наборе звуков в формах: «займ, за[йо]ма». Учитывая сказан­ное, не будем удивляться, что в ряде случаев мы встретимся с уже знакомым нам материалом - просто на известное мы посмотрим с новой точки зрения.

ФОНЕТИКА

Фонетика (от греч. - phone «звук») - раздел науки о языке, который изучает звуки речи. Они способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира: [а] + [к] + [н] - [оґ] - [акно ] = окно; [к] + [а] + [в’] + [о] + [р] - [кав’ор] = ковёр.

Чтобы точно передать звучание слова, используется специальная фонетическая запись - транскрипция (от лат. trans-criptio - «переписываю»).

Основные знаки транскрипции:

Границы транскрипции

[’ ] - знак мягкости согласного [п’эт’] - петь

[ j’] - мягкий звонкий согласный (йот) - ямы

Звук - это минимальная единица произносимой речи. В звуке речи выделяются акустическая, артикуляционная и смыслоразличительная стороны.

Акустическая сторона звука воспринимается слухом. С этой точки зрения звук может быть высоким и низким, сильным и слабым, высокого тембра и низкого и т. д.

Артикуляционная сторона звука - это работа органов речи. Например, звук [р] образуется вибрацией кончика языка, звук [у] - с помощью губ.

Смыслоразличительная сторона звука заключается в том, что звук может различать звуковые оболочки слов и их форм (в этом случае он обозначается термином фонема). Например, звуковые оболочки слов ком и сом различаются звуками-фонемами [к] и [с].

В русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных.

Итак, кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи. Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.

Согласные звуки и их классификация

Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении. Согласные различаются: 1) по участию шума и голоса, 2) по месту образования шума, 3) по способу образования шума, 4) по отсутствию или наличию мягкости.

Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’], [з], [з’], [j], [дз], [дж], образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п’] [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [c], [с’], [ш], [ш’], [х], [х’], [ц], [ч’], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.

Место образования шума. В зависимости оттого, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные . Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно - губными [б], [п], [м] и губно -зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно -зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].



Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные : носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

Твердость и мягкость согласных. Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими , а образуемые без нее - твердыми .

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании. Ср. роза - роса и роз - рос [рос - рос] . Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.

Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], - непарные звонкие, [х], [ц], [ч’] - непарные глухие.

Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит с наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л’] (ср.: лот-лёд [лот - л’от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л’], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л’ес], [в’ес], [б’ес] и т.д.).

Гласные звуки и их классификация

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие гyб. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема [э], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], [э]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], [э], [и], [ы].