Педразвитие. Перспективное планирование индивидуальной работы по фэмп» в средней группе Формы работы по фэмп в средней группе

Яскова Лариса Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11 "Машенька"
Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский Автономный округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Индивидуальная работа по ФЭМП в группе старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с ребенком после КИ"
Дата публикации: 31.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Индивидуальная работа по ФЭМП в группе старшего дошкольного

возраста (6 – 7 лет) с ребенком после КИ

Задачи:

1. Образовательные

продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной

основе, составлять решение из цифр;

закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения

предметов,

совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 в прямом

и обратном порядке.

2. Развивающие

развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; сообразительность

активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами;

совершенствовать навыки учебной деятельности;

3. Воспитательные

воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается,

чувство коллективизма.

Предварительная работа: составление и решение задач, решение примеров, отгадывание

загадок. Беседы о днях недели, месяцах, частях суток.

Ход НОД:

Олег, посмотри, к нам сегодня пришли гости, они хотят не только посмотреть, как ты вырос, но и

узнать, чему ты научился в детском саду. Давай, покажем.

Олег, посмотри, какие

красивые

конверты, давай

выясним, что

находится.

Конверт 1: «Сосчитай-ка»

- Давай с тобой подойдем к доске и посмотрим, что там.

Олег, представь, что мы с тобой попали в зоопарк. Кого мы там увидели? (Животных).

Посчитайте и скажите, сколько всего животных? (10)

Который по счету заяц? (Пятый). Посчитай от пяти до 1.

Который по счету слон? (Восьмой). Олег посчитай от 8 до 1, и тд.

Молодец. С этим заданием ты справился.

Конверт 2: «Веселый счет»

- Олег, посмотри, у меня есть еще один конверт, но он какой-то необычный. Давай заглянем,

что в нем. Достаю полоску с «веселым счетом», пример из нарисованных животных, у

каждого животного своя цифра. Нужно составить пример и записать ответ.

Какой ты молодец и с этим заданием справился.

Давай посмотрим, у меня еще один конверт, а что же спряталось в нем.

Конверт 3: «Геометрические фигуры»

- В этом задании, нам нужно вспомнить геометрические фигуры:

Отгадайте загадки о геометрических фигурах.

У этой фигуры нет углов, но это не овал. (круг)

У этой фигуры 4 угла, 4 стороны, все одинаковой длины. (квадрат)

У этой фигуры 3 угла, 3 стороны. (треугольник)

У этой фигуры 4 угла, 4 стороны попарно одинаковой длины. (прямоугольник)

У этой фигуры 4 угла, 4 стороны, но 2 противоположные стороны не ровны (не одинаковой

длины). (трапеция)

А теперь, давай поиграем, я покажу тебе животное, которое состоит из этих геометрических

фигур, которые мы с тобой вспомнили. Ты внимательно посмотри, запомни и затем я уберу

картинку, а ты мне выложишь это изображение. И потом мы проверим по образцу.

(Выложить животного из геометрических фигур. Образец – дать посмотреть несколько минут и

Ну и остался у нас последний конверт. Давай посмотрим, что в нем.

Конверт 4: «Умные задачки»

В этом задании вам нужно составить и решить задачу. Давайте вспомним, из чего состоит

задача. (Условие, вопрос, решение, ответ).

Олег, выбери картинку, и составь задачу. (составляет задачу и записывает решение мелом на

Ну, что ты сегодня большой молодец! Со всеми заданиями справился.

Сентябрь

Тема : Повторение.

Программное содержание : Упражнять детей считать до 5;

Закрепить знания о времени года (осень)

Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Тема : Повторение.

Программное содержание

Соотносить цифру с количеством предметов;

Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Развивать внимание.

Тема: Повторение.

Программное содержание : Упражнять отсчитывать по образцу;

Сравнивать две группы предметов;

Сравнивать предметы по высоте.

Тема : Повторение.

Программное содержание : Упражнять видеть независимость числа от пространственного расположения предметов;

Упражнять различать предметы по толщине.

Развивать память.

Октябрь

Тема : 5 и 6.

Программное содержание :

Учить различать множества 5 и 6;

Учить воспроизводить количество движений по названному числу;

Учить внимательно слушать воспитателя.

Тема : Число и цифра 6. Прямоугольник.

Программное содержание : Познакомить с цифрой 6;

Учить находить цифру 6 среди других цифр;

Упражнять находить прямоугольник среди других геометрических фигур.

Тема : Числа и цифры 1,2,3,4,5,6. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Квадрат, прямоугольник, треугольник.

Программное содержание : Упражнять соотносить цифру с количеством предметов;

Упражнять видеть независимость числа от пространственного расположения предметов;

Учить выкладывать из счётных палочек квадрат, прямоугольник, треугольник.

Учить понимать учебную задачу

Тема : Числа и цифры 4, 5, 6. Вчера, сегодня, завтра.

Программное содержание : Продолжать развивать умение устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

Закрепить понятия вчера, сегодня, завтра;

Развивать логическое мышление.

Ноябрь

Тема : 6 и 7. Слева, справа, впереди, сзади.

Программное содержание : Учить различать множества 6 и 7.

Закрепить умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

Развивать внимание.

Тема : Число и цифра 7. Высокий, низкий.

Программное содержание : Познакомить с цифрой 7;

Учить находить цифру 7 среди других цифр;

Соотносить цифру 7 с количеством предметов;

Развивать умение различать предметы по высоте;

Развивать память.

Тема : Числа и цифры от 0 до 7.

Программное содержание : Упражнять порядковому и количественному счёту до 7;

Находить цифры среди других цифр;

Учить действовать по словесной инструкции воспитателя.

Тема : Овал. Число и цифра 7.

Программное содержание : Познакомить с овалом;

Учить находить овал среди других геометрических фигур;

Упражнять находить цифру 7 среди других цифр;

Продолжать учить внимательно слушать воспитателя.

Декабрь

Тема : 7 и 8. Овал. Время года (зима).

Программное содержание : Учить различать множества 7 и 8;

Устанавливать равенства между двумя группами предметов;

Упражнять находить овал среди других геометрических фигур;

Закрепить знания о времени года зима;

Развивать логическое мышление.

Тема : Число и цифра 8. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

Программное содержание : Познакомить с цифрой 8;

Учить находить цифру 8 среди других цифр;

Упражнять находить предметы похожие на геометрические фигуры;

Развивать память.

Тема : Числа и цифры от 1 до 8. Широкий, узкий.

Программное содержание : Упражнять находить цифры среди других цифр;

Соотносить число и цифру с количеством предметов;

Сравнивать предметы по ширине;

Развивать внимание.

Тема : Количественный и порядковый счёт до 8. Впереди, сзади, наверху, внизу, слева, справа.

Программное содержание : Упражнять детей порядковому и количественному счёту до 8;

Определять положение предмета в пространстве;

Формировать умение понимать учебную задачу.

Январь

Тема : 8 и 9.

Программное содержание : Учить различать множества 8 и 9;

Устанавливать равенства между двумя группами предметов;

Закрепить умение действовать по словесной инструкции воспитателя.

Тема : Цифра 9. Части суток.

Программное содержание : Познакомить с цифрой 9;

Учить находить цифру 9 среди других цифр;

Развивать память.

Тема : Числа и цифры от 0 до 9. Длинный, короткий.

Программное содержание : Упражнять считать по образцу и названному числу;

Упражнять воспроизводить количество движений по названному числу;

Соотносить цифру с количеством предметов;

Сравнивать предметы по длине;

Развивать внимание.

Февраль

Тема : 9 и 10. Ориентировка на листе бумаги.

Программное содержание : Учить различать множества 9 и 10;

Устанавливать равенство между двумя группами предметов;

Ориентироваться на листе бумаги.

Тема : Число и цифра 10.

Программное содержание : Учить считать до 10;

Познакомить с цифрой 10;

Учить находить цифру 10 среди других цифр;

Соотносить число и цифру с количеством предметов;

Упражнять понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её.

Дни недели.

Программное содержание : Упражнять находить цифры среди других цифр;

Соотносить число и цифру с количеством предметов;

Учить называть дни недели.

Развивать память

Тема : Порядковый и количественный счёт до 10. Ориентировка на листе бумаги. Дни недели.

Программное содержание : Закрепить навыки порядкового счёта (в пределах 10), различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счёту?»;

Упражнять ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, посередине);

Март

Тема : Трапеция, Дни недели. Время года (весна).

Программное содержание : Познакомить с геометрической фигурой трапеция;

Учить находить её среди других фигур;

Упражнять называть дни недели;

Закрепить признаки времени года весна;

Развивать внимание.

Тема : Числа и цифры от 0 до 10. Трапеция.

Программное содержание : Упражнять находить заданную цифру;

Устанавливать равенство двух групп предметов;

Учить выкладывать из счётных палочек трапецию;

Развивать логическое мышление.

Тема : Числа и цифры от 0 до 10.

Программное содержание

Учить понимать независимость числа от пространственного расположения предметов и направления счёта;

Развивать память.

Тема : Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция. Части суток.

Программное содержание : Упражнять находить заданную фигуру среди других фигур;

Упражнять видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов;

Упражнять различать части суток;

Развивать внимание, мышление.

Апрель

Тема : Состав числа из единиц до 5. Счёт до 10.

Программное содержание : Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5;

Упражнять отсчитывать предметы из большего количества по образцу, заданному числу и цифре;

Упражнять действовать по словесной инструкции воспитателя.

Тема : Состав числа из единиц. Деление квадрата на 2 части. Дни недели.

Программное содержание

Учить делить квадрат на две части;

Упражнять называть дни недели;

Упражнять понимать учебную задачу.

Тема : Числа и цифры от 0 до 10.

Программное содержание : Упражнять устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

Отсчитывать предметы по заданному числу и цифре;

Развивать память.

Тема : Широкий, узкий. Длинный, короткий. Толстый, тонкий. Высокий, низкий.

Программное содержание : Закрепить умение различать предметы по ширине;

Упражнять детей различать предметы по длине;

Упражнять детей различать предметы по толщине;

Упражнять детей различать предметы по высоте;

Развивать внимание.

Тема : Состав числа из единиц до 5. Квадрат, прямоугольник, трапеция, круг, треугольник, овал.

Программное содержание : Упражнять называть состав числа из единиц;

Определять геометрические фигуры;

Составлять квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию из счётных палочек;

Развивать мышление.

Тема : Сравнение двух групп предметов в пределах 10. Деление квадрата на 4 части.

Программное содержание : Упражнять сравнивать две группы предметов, получая равенство из неравенства (неравенство из равенства);

Учить делить квадрат на 4 части;

Закрепить умение детей действовать по словесной инструкции воспитателя.

Тема : Числа и цифры от 1 до 10. Времена года.

Программное содержание : Упражнять соотносить число и цифру с количеством предметов;

Воспроизводить количество звуков по заданному числу;

Закрепить признаки времён года.

Тема : Порядковый и количественный счёт до 10. Деление квадрата на 4 части.

Программное содержание : Продолжать учить различать порядковый и количественный счёт;

Соотносить число и цифру с количеством предметов;

Делить квадрат на 4 части;

Развивать память.

Программное содержание:

- закрепить умение детей определять форму предметов на основе сопоставления с геометрическими фигурами;

Сравнивать предметы по величине и высоте;

Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 5 ;

Упражнять в сравнении множеств;

Развивать умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, слева, справа, посередине), соотносить определенные виды деятельности с соответствующими временными промежутками (утро, день, вечер, ночь).

- развивать память, внимание, логическое мышление дошкольников ;

Материал: волшебный мешочек, 2 винтика, письмо с задачей, предметные картинки (телевизор, утюг, магнитофон, электрочасы, холодильник), бумага с двумя полосками, 3 телевизора различные по величине, 3 холодильника разные по высоте, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), трехцветные полоски, по 5 телевизоров и 5 компьютеров на каждого ребенка, лист бумаги, математика в детском саду , картинки элетроприборов: телевизор, электрочайник, магнитофон, холодильник, утюг, медальки.

Ход занятия в средней группе детского сада:

Воспитатель. - Дети, сегодня, когда я пришла в детский сад, у дверей нашей группы я нашла вот такие винтики. Как вы думаете, что это может быть? Давайте их сложим в волшебный мешочек и посмотрим, что произойдет (винтики превращаются в письмо от Фиксиков).

Воспитатель. - Дети посмотрите это письмо от Фиксиков, а здесь задачи. Хотите узнать, что это за задачи?

Вот первое задание от Папуса

Вот предметы я собрал

И малышам отослал

Чтобы вы их посчитали

Место каждого назвали.

Сколько всего?

Что стоит первым?

Что стоит последним?

Что стоит между?

Что стоит за?

Что стоит перед?

Вторая задача от Маси

С техникой мы дружим

Если надо: починим и положим

Прошу вас дорогие малыши

Чем отличаются эти предметы?

Сколько телевизоров? (Три)

Выложите их на зеленую полоску от меньшего к большему.

А теперь посмотрите на холодильники, их надо выложить на оранжевую полоску от самого низкого до самого высокого.

Третья задача от Шпули

Геометрические фигуры на вас смотрят

Они вас очень просят:

«Предметы вы скорее берите,

На какой из нас похожи скажите.»

(Дети из волшебного мешочка достают предметные картинки, называют предмет и определяют какой формы предмет).

Четвертое задание от Нолика.

Очень хочу малыши

Но времени у меня нет,

Помогите мне, подскажите ответ!

Воспитатель. - Выложите на зеленую полоску цифровой ряд.

На желтую полоску четыре телевизора.

На синюю полоску компьютеров на один больше чем телевизоров.

Чего больше? На сколько больше компьютеров, чем телевизоров?

Что нужно сделать, чтобы телевизоров и компьютеров стало поровну?

Пятое задание от Игрека

Хорошо вы поработали-детвора

Задачи умеете выполнять

Сейчас всем малышам пора

Танец веселый начинать.

Физминутка «Фиксики»

Шестое задание от Верты

Любят Фиксики

Электроприборы ремонтировать

Вы скорее за стол садитесь

На листе их правильно расположите.

В середине листа поставьте телевизор

Позади телевизора поставьте холодильник

Впереди телевизора поставьте магнитофон

Справа от телевизора поставьте электрочайник

Слева от телевизора поставьте утюг и т.д.

Седьмое задание от Файера

Я веселый Файер

Приготовил для вас загадки

Отгадки правильные назовите

И рисунок с ответом на стол положите.

Когда это дети бывает

Что сон волшебный наступает

С неба месяц ясный светит

Кто из вас правильно ответит (ночью)

Дети просыпаются

Быстро одеваются

Делают дружно все зарядку

Потому что привыкли к порядку (утром)

Очень весело мы играем

Физкультурой занимаемся,

Еще песни поем

Это когда бывает?..... (днем)

Расставаться нам пора.

Вот уже и мы с тобой

Возвращаемся домой.

Огни мелькают словно свечи,

Все ответят это? ………(вечер)

Итог. Рефлексия

Воспитатель. - Вот и выполнили мы все задания от Фиксиков. Ой, подождите, здесь что-то есть еще в конверте. Это от Дедуса.

«Спасибо вам дети, вы хорошо справились со всеми нашими задачами. И мы в память о нас дарим вам медали.

Светлана Соловьева
Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений в ДОО

Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений в ДОО .

Работая в дошкольном образовательном учреждении, все мы очень хотим и всячески стремимся к тому, чтобы наши воспитанники были как можно больше похожи на «идеальных детей»

ИДЕАЛ – это дети :

Имеющие высокую познавательную мотивацию;

Свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и общении;

Имеющие чувство собственного достоинства и способные уважать других;

Эмоционально отзывчивые на состояния других людей и живых существ, а также на красоту окружающего мира и произведений искусства;

Открытые для общения друг с другом и со взрослыми;

Подготовленные к жизни и учебе в следующей социальной ситуации развития – школе.

Важными показателями умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста являются :

- сформированность образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества;

Овладение умениями классифицировать, обобщать, моделировать, отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.

Вот это тот ИКР – идеальный конечный результат, к которому мы все стремимся. И все мы понимаем, что достичь его только с помощью организованных обучающих занятий невозможно. Необходима индивидуальная работа , которая способствует организации наиболее оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний , умений, навыков.

Задача воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике , включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала . Для этого он, прежде всего, должен хорошо знать , отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала .

Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала , но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе , что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий . Все эти вопросы он должен решать, учитывая индивидуальные особенности детей , проявляющиеся на занятиях по математике .

В соответствии с индивидуальными особенностями всех детей группы педагог может условно, для себя, в целях удобства планирования и организации занятий разделить на несколько подгрупп.

К первой подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений. Таким детям следует предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать этот интерес, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышенные требования.

Бывает, что ребенок всегда готов к ответу, но эту готовность он проявляет очень назойливо. Его рука постоянно поднята и дергается во все стороны, чтобы привлечь внимание воспитателя; он даже выкрикивает : «Я скажу» , «Можно, я?» , старается оповестить всех о том, что «знает больше всех, потому что у него дедушка математик ». Другой свое требование, чтобы его постоянно спрашивали, мотивирует тем, что он дома много занимается и, следовательно, «все знает прекрасно» . Такие факты нельзя оставлять без внимания, необходимо воспитывать у детей скромность и сдержанность.

Ко второй подгруппе отнесем тех воспитанников, активность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны , отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи . Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач, стараются прибегнуть к аналогии. Например, если воспитатель даст задачу («У девочки в корзине было три груши, она положила в корзину еще одну грушу. Сколько всего груш в корзине?») и после решения ее предложит детям придумать другую задачу, то при ответе такой ребенок в своей задаче только заменит названия предметов , условие же и ход ее оставит без изменений («У девочки в корзине было три яблока, она положила в корзину еще одно яблоко. Сколько всего яблок в корзине?»). В таких случаях рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания ребят, укреплять уверенность в своих силах.

Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается ложная активность. Такие дети часто поднимают руки, им хочется, чтобы на них обратили внимание, чтобы заметили, что они всё знают. Они заботятся лишь о внешнем эффекте. Их ответы не всегда правильны, а часто и вообще не могут ответить на вопрос, потому что не слышали его, так как в то время разговаривали с соседом.

В подобных случаях педагог должен проводить работу по воспитанию у ребенка скромности, сдержанности, строго следить за соблюдением им на занятиях необходимых правил поведения. Поведение детей и их знания находятся в тесной взаимосвязи. Познавать можно только при помощи сосредоточенного внимания волевых усилий, к этому и нужно приучать ребят в детском саду.

Обычно совсем маленькую подгруппу составят дети, не проявляющие интереса к занятиям, у них не только нет желания отвечать, но и при вызове они предпочитают отмалчиваться . Как показывает практика, пассивность детей на занятиях о математике вызывается прежде всего пробелами в их знаниях. Поэтому воспитатель должен хорошо знать уровень математического развития детей и причины их отставания. Иногда причиной могут быть и длительные пропуски по болезни. С отстающими необходимо систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия , широко используя наглядность (мелкий счетный материал , картинки) . На общих занятиях желательно давать таким детям более простые задания. Хорошо, если родители, руководимые воспитателем, смогут позаниматься ребенком дома. Разумеется, поручать родителям эту работу можно лишь , в том случае, если воспитатель уверен, что они будут проводить ее методически правильно, проявляя при этом терпение и такт. В противном случае у ребенка может появиться отвращение ко всем занятиям и к предстоящему обучению в школе и преодолеть это в дальнейшем будет очень трудно.

Иногда встречаются дети, которые не любят заниматься математикой , не могут самостоятельно решать задачи, бывает, что даже затрудняются повторить ее условие и ход решения. Между тем эти дети не являются умственно отсталыми, в их поведении замечается известная степень сообразительности, о чем можно судить по таким фактам : ребята ждут подсказки, проявляя изобретательность в угадывании решения. Их пассивность на занятиях по математике вызвана педагогической запущенно-стью и отсутствием индивидуального подхода к ним при систематическом изучении программного материала . Что-то в самом начале было ими не понято, не закреплено, и теперь все им непонятно и происходящее на занятиях неинтересно.

Упущения такого рода влекут за собой, как следствие неровное поведение ребенка, отрицательно влияют на формирование его личности . Например, в повседневной жизни он может быть веселым, энергичным, а на занятиях по математике поражает своей пассивностью, на поставленные вопросы если и отвечает, то очень тихо и неуверенно и не всегда правильно. Его неуверенность объясняется незнанием материала , и это незнание все время углубляется от занятия к занятию. Детям с такими проявлениями необходимы дополнительные индивидуальные занятия , а на общих занятиях по математике обязательно нужно обеспечить их активное участие путем подбора более легких заданий. Большой интерес вызывают у ребят задания, связанные с практическими действиями, например : измерить ширину и длину групповой комнаты, узнать, сколько стаканов воды вмещает графин, и т. п. Такие задания привлекают их внимание, возбуждают активность и желание действовать. Это очень хорошее средство воспитания у детей интереса к занятиям.

Индивидуальная работа с отстающими детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребят систематически упражняют в счетных навыках в повседневной жизни, а не только на занятиях по математике .

Индивидуальная работа проводится с учетом личностных, социально-психических свойств детей данного возраста, а также особенностей интеллектуального развития.

Подводя итог можно сказать, что индивидуальная работа создает условия для :

Успешного усвоения программных задач (ознакомление с множеством, числом, формой , величиной)

Овладения математической терминологией (цифра, знак, геометрическая фигура, величина)

Получения знаний, умений, навыков обучения способом их самостоятельного постижения;

Развития психических процессов : памяти, внимания, мышления, речи;

Повышения самооценки (положительная самооценка позволяет ребенку достичь успеха.

Индивидуальные занятия должны проходить в индивидуальном темпе , учитывая особенности каждого ребенка.

Важны приемы, позволяющие обеспечивать мотивацию индивидуальных занятий :

Сенсорная привлекательность наглядных пособий и индивидуальных дидактических материалов . Используемый дидактический материал должен быть понятен и доступен ребенку, должен побуждать положительные эмоции, вызывать желание выполнить задание (счетный материал ребенок выбирает сам; карточки с цифрами раскрашивает, как хочет, сам выбирает цвет);

Создание «ситуации успеха» у отстающих детей на занятии, для этого с новым материалом их следует знакомить раньше, чем остальных детей, тем самым – повышаем их активность на занятии, способствуем развитию чувства уверенности в себе, самооценка – повышается, появляется осознание собственной ценности;

- индивидуальные занятия предполагают совместный поиск решения, интеллектуальное сотрудничество со взрослым, а не соревнование и поиск ошибок у ребенка;

Нетравмирующая оценка, положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать, узнать. Допустимо только сравнение результатов деятельности ребенка с его собственными предшествующими достижениями , а не с работой других детей . В старшем возрасте возможно сравнение работы ребенка с эталонной .

Система игр и дидактических упражнений для индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте :

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Индивидуальная

«Точечки» (Никитин)

«Стосчет» (Зайцев)

«Сотня» (Никитин)

«Волшебный математический зонт »

«Почтальон-вычислитель» (Зак А.)

(развитие навыков устного счета)

«Раскрась соответственно цифрам»

«Палочки Кюизенера»

«Засели домик» (состав числа)

«Найди пару» (состав числа)

«Заполни пропуски»

Рисование и лепка цифр

Игры с кубиком (делать ходы в соответствии с количеством выпавших очков)

«Ритмические диктанты» (простучи ритм, вырази его как цепочку длинных и коротких палочек (больших и маленьких фигур) .

Сколько лепестков у цветочка?

(сирень – 4, незабудка – 5, лилия – 6)

Сколько этажей в доме?

Сколько машин на парковке?

Которая по счету красная машина?

Кто идет первым (четвертым?

Кто идет за Лерой?

Которым по счету идет Максим?

Сколько детей было на прогулке? (счет предметов по парам – варежки на батарее, сапоги под батареей)

Сравнение по количеству группы предметов (шишки, камешки) пересчетом, установлением взаимооднозначного соответствия.

Игры с мячом

Назови по порядку,

-«больше пяти» , «меньше восьми» .

ФОРМА

Индивидуальная , совместная деятельность Прогулка

«Геометрическая мозаика» (овал, кружок)

Выкладывание по образцу (на образце, на столе)

Выкладывание по замыслу

Выкладывание орнаментов из геометрических фигур.

Рисунки из геометрических фигур.

Из каких геометрических фигур состоит изображение?

Квадраты раскрась синим цветом, круги – желтым.

«Сложи квадрат» (Никитин)

«Танграм» , «Головоломка Пифагора» , «Пентамино» (плоскостное моделирование) .

«Сложи узор» , «Уникуб» , «Кубики для всех» (Никитин) .

Найдите предметы , похожие по форме на треугольник , квадрат, круг, прямоугольник.

Выложи из веточек, камешков треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Чем похожи фигуры? Чем они отличаются?

Нарисуй на асфальте, песке геометрические фигуры.

ВЕЛИЧИНА

Индивидуальная , совместная деятельность Прогулка

Конструирование из различных видов конструкторов (высокие – низкие башни) .

Составление гусениц из геометрической мозаики (длинная – короткая, снеговиков (из больших и маленьких кругов) . Какая палочка длиннее - короче?

Толще – тоньше?

Разложи палочки по порядку.

Найди место палочке.

Какое дерево самое высокое (низкое?

Какой снеговик выше – ниже? (из больших (маленьких) комков)

Сравнение опавших листьев.

При одевании на прогулку : чей шарф длиннее – короче, шире – уже?

Сравнение ведерок с песком

Одинаковые по форме , но по-разному наполненные;

Разные емкости и мерный сосуд.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Индивидуальная , совместная деятельность Прогулка

Графические диктанты

Рисование по клеточкам

Игра «Муха»

Игра «Паучок»

«Где находится предмет ? (мяч – коробка (в, на, за, под)

«Просвет» (Зак А.) (развитие пространственного мышления,

«Волшебный квадрат» (Воскобович,

«Прозрачный квадрат» (Воскобович) . Что где находится?

Впереди – сзади

Слева – справа

Вверху – внизу

«Добавь слово»

Стол стоит (позади)

Песочница (справа)

«Сколько шагов до…» (развитие глазомера)

«Разложи игрушки»

(Мячик положи справа от машины, слева от лопатки)

Игры с планами (движение в указанном направлении) .

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Индивидуальная , совместная деятельность Прогулка

«Разложи по порядку» (что было сначала, что произошло потом) .

«Когда это бывает?» (сопоставление картинок с частями суток) .

«Режим дня» . Определи время суток по явлениям природы (светит ярко солнце – день, стемнело – вечер) .

Алёна Подгорная (Слюсаренко)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Количество и счет. Величина".

Цель: -закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов;

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности;

Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Материал: стол, 4 куклы, большие и маленькие тарелки, рабочие тетради по математике.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям накрыть стол для чаепития, расставив в ряд большие и маленькие тарелки.

Дети выясняют, сколько маленьких (четыре) и сколько больших тарелок (три).

Воспитатель предлагает сравнить количество больших и маленьких тарелок. спрашивает:"Какое число больше:четыре или три? Какое число меньше три или меньше? На каждую большую тарелку поставьте маленькую тарелку. Как сделать так, чтобы больших и маленьких тарелок стало поровну?"

воспитатель обговаривает с детьми способы уравнивания количества предметов. Дети уравнивают количество тарелок и уточняют, сколько теперь больших и маленьких тарелок.

Работа в тетрадях.

Детям надо подобрать для каждой матрешки предмет нужной величины (сарафан, фартук, ведро, соединив линией матрешку с соответствующим предметом.

Игра "Постройте ребят по росту".

Воспитатель вызывает троих детей разного роста. Остальные дети помогают ему построить ребят по росту.

Под музыку дети двигаются по группе, по окончанию мелодии они останавливаются в разных местах группы и строятся по росту в порядке возрастания.

Упражнение повторяется еще раз с участием других детей.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Открытое занятие по ФЭМП в средней группе слабослышащих детей «Количество и счёт. Форма» КГБС (К)ОУ «Озёрская С (К)О школа-интернат вида». Открытое занятие в средней группе. по формированию элементарных.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к.

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 20» Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 20» Воспитатель Комарова Наталья Анатольевна. г.

Конспект открытого занятия по ФЭМП с использованием ИКТ в средней группе «Счет до четырех, знакомство с цифрой 4» ГБОУ СОШ № 1056 Дошкольное отделение №2 Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Счет до четырех,.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Порядковый и количественный счет» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема: «Порядковый и количественный.

Цель: Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. Уточнить представления о значении слов далеко - близко. Учить сравнивать три предмета.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Игра «Легкий счет в стихах» Цель. Игра упражняет детей в прямом и обратном счете до 10-ти и закрепляет знание состава чисел в пределах 10-ти. Игра развивает речь ребенка,.