Генерал лейтенант авиации в ф голубев. Биография. Великая Отечественная война

Ему было суждено пройти всю войну «от звонка до звонка», не прекращая летать и сбивать самолеты противника, даже находясь на руководящих должностях. В списке летчиков - балтийцев, по количеству лично сбитых самолетов, он занимал второе место, деля его с командиром эскадрильи 3 гвардейского полка Александром Шилковым.

А по общему количеству (личные + групповые) среди морских летчиков всех флотов СССР, он уступил только Герою Советского Союза Георгию Костылеву. Василий Фёдорович Голубев написал восемь книг и множество статей, которые увековечили память его однополчан лётчиков-балтийцев. Родился Василий Федорович в 1912 году в маленькой деревеньке Каменка, расположенной в Ленинградской области. Родители его были простыми крестьянами. С детства Василий не понаслышке знал о тяжелом крестьянском труде и до совершеннолетия помогал своим близким. Он был влюблён в авиацию. После семи классов средней школы Василий приходит в волховский Осоавиахим, где получает первые навыки управления самолётом. В 1933 году, уже на службе в ВМФ он подает рапорт на поступление в Ейское летное училище летчиков. В 1940-м году, окончив училище «на отлично», молодой лётчик едет служить на Балтийский флот.

22 июня 1941 года начинается Великая Отечественная Война. Личный состав 13 отдельной истребительной эскадрилья, командиром звена в которой встречает войну Голубев, с первых дней активно принимает участие в боевых действиях. Самолетный парк эскадрильи состоит из истребителей «И-16». Кроме этого в эскадрильи имеется две «Чайки», которые используются для разведки. Вылеты 1941-го летчики звена под командованием Василия Федоровича осуществляют в основном на прикрытие военно-морской базы или разведку. На «Ишачке» с бортовым номером «13» Василий в июле 41-го одерживает свои первые воздушные победы. Его самолеты записывают как групповые, но в действительности они сбиты командиром звена Василием Голубевым, надежно прикрытым ведомыми. Первую официальную личную победу (данные архива ЦВМА в г. Гатчина) Василий Фёдорович одерживает 26.07.1941. В разведывательном вылете совместно со своим ведомым лейтенантом Зотовым. Это был явно неравный бой против четверки «Ме-109». После неожиданной атаки Зотов получил о серию попаданий в двигатель и попытался выйти из боя. Немецкие истребители, потеряв бдительность, устремились добить поврежденный «Ишачок», но Василий Голубев, подойдя на тридцать метров, дерзко сбил ведущего немецкой четверки. Эта атака привела остальных в замешательство. Этим и воспользовались разведчики, оторвавшись от преследования.

Уровень летного мастерства Голубева рос с каждым вылетом. Умелое использование возможностей маневренного «И-16» позволяли ему одерживать воздушные победы над бомбардировщиками и истребителями противника. Кроме этого, в эскадрильи на истребителях были установлены направляющие для реактивных снарядов, что делало возможным нападение и на крупные группы бомбардировщиков, не входя в огневую зону стрелков. В октябре 1941 года Василий, в числе шести наиболее подготовленных и закаленных в боях летчиков, откомандировывается на полуостров Ханко, героические защитники которого ведут тяжелые бои с немецко-финскими войсками. Аэродром базирования истребителей находится под постоянным артиллерийским обстрелом, который затрудняет вылеты. В перерывах между обстрелами летчики небольшими группами вылетают на перехват немецких и финских истребителей. Здесь Василий Федорович продолжает увеличивать количество сбитых самолетов: сбивает немецкий разведчик «Ю-88». Затем, в начале ноября, в составе группы сбивает два истребителя «Кертис», управляемые финскими летчиками. В списке побед и истребитель «И-153», который использовался финнами для разведывательных полетов.

В конце 1941 года Голубев В. Ф. откомандировывается в 13 истребительный полк (впоследствии 4 гв. иап), который нёс тяжелые потери в боях с немецкими асами. Появление в должности заместителя 3-ей эскадрильи Василия Голубева сказывается на подъеме морально-психологического климата. Изначально приход «варяга» воспринимается летным составом «в штыки», но Василий Федорович не из робкого десятка и сразу расставляет все на свои места. Вскоре он назначается командиром эскадрильи. Весной 1942 года аэродром базирования 4 гв. иап постоянно блокируют немецкие асы 54 истребительной эскадры, подкарауливая и сбивая самолеты, заходящие на посадку. Потери в личном составе растут. Моральное состояние молодых лётчиков уже начинало вызывать опасения. 12 марта 1942 года Голубев принимает решение «наказать» охотников. Возвращаясь из вылета на штурмовку войск противника и сохранив боезапас, он покинул строй и имитировал полёт повреждённого самолёта. Ловушка сработала. Через некоторое время на горизонте появились две чёрные точки. Это были два «Ме-109». Но когда «охотники» приблизились к «добыче» «повреждённый» «И-16» вдруг резко развернулся навстречу противнику. Голубев, вспоминал:

«…Заканчиваю боевой разворот на высоте около 500 метров, противники намного ниже меня. Они такого маневра не ждали и оказались в так не любимой ими лобовой атаке. Оба «Мессера», задрав жёлтые носы, пошли на меня, видимо считая, что я без боезапаса и делаю ложный манёвр. Тёмные трассы от двух «Ме-109F» уже тянутся к моему мотору. Нервничают… Наконец в прицеле ведущий «охотник», дистанция примерно 500 метров, а это - полторы секунды на всё, пусть даже на жизнь. Ещё немного. Ещё…Три огненные пунктира прошивают тонкое тело ведущего «Мессершмитта», мелькнувшее ниже меня метрах в пяти…»

Вспыхнувший немецкий истребитель еще падает на землю, а Василий Голубев, разворачивается вслед второму «Ме-109». Он продолжает атаку и даёт точный залп реактивными снарядами. Вражеский истребитель, попытавшийся спастись крутой горкой, получает повреждения хвостового оперения. Потеряв скорость и управление, зацепившись за макушки деревьев, он совершает вынужденную посадку на границе аэродрома. Его пилот, раненый осколками, в шоке выскакивает из истребителя, но тут же падает и умирает через несколько минут после окончания боя на руках у медиков. Сбить в одном воздушном бою двух «охотников», да еще на глазах всего персонала аэродрома… Это в очередной раз показало всем сомневающимся, что летчик Голубев является профессионалом высокого уровня.

Памятными для Василия Голубева были и бои под Кобоной. 28 мая 1942 года локаторы обнаружили несколько групп самолетов противника. На их отражение были подняты 22 истребителя 4-го гвардейского полка. Верхний эшелон заняла эскадрилья В. Голубева. Ей ставилась задача сковать истребители прикрытия. А основная армада насчитывала до 80 бомбардировщиков: «Ю-88», «Хе-111» в сопровождении 24 истребителей «Ме-109» и «Ме-109ф». Получалось пятикратное превосходство противника! В небе над Кобоной завязался тяжелый и длительный бой. Теряя самолеты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, немцы сначала упорно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налет. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя. Взбешенные неудачами, гитлеровцы на следующую ночь все же попытались уничтожить корабли флотилии. В налете участвовало три колонны пикировщиков «Ю-87» под прикрытием истребителей. Комэск Голубев предвидел такую атаку и зная, что «юнкерсы» бомбят ориентируясь по ведущему, снова атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулеметный огонь. Несколько «пиратов», не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь повторных лобовых атак ушли, не выполнив задания. Уже на следующий день командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц поздравил летчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трех офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова - представил к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года В. Ф. Голубеву присвоено это высокое звание.

В весенних боях 3-ая эскадрилья пол командованием Василия Голубева выходит на первое место по количеству сбитых в полку. Право выноса гвардейского знамени предоставляется именно летчикам этой эскадрильи. К концу 1942 года общий счет полка приближается к цифре 250. По количеству сбитых самолетов противника полк лидирует не только на Балтийском флоте, но и среди всех флотов СССР. В начале 1943 года летчики полка в составе двух эскадрилий (одна под командованием Героя Советского Союза Цоколаева Г. Д. продолжает нести дежурства на истребителях «И-16») направляются на переучивание. Получив, новые истребители «Ла-5ф» летчики в конце марта, начале апреля возвращаются под Ленинград в зону боевых действий. За короткое время, на самолётах изготовленных на средства тружеников полей Горьковской области, отважные авиаторы сбивают 34 вражеских самолёта. Газета «Красный Балтийский флот» выступила с тематической полосой, озаглавленной «Слушайте, Горьковские колхозники!». Слово было предоставлено Герою Советского Союза Капитану В. Голубеву, старшине В. Потапову, Капитану Е. Маркунину и другим мастерам воздушного боя, которые рассказали о борьбе с немецкой авиацией, о том, как они уничтожают врага в небе и на море. В заключение газета писала: «Пусть в Горьковских колхозах знают, что машины, созданные на их средства,- в надёжных руках, пусть радует их каждая победа, достигнутая нашими лётчиками». Сильно досталось от Балтийцев и финским летчикам, в апреле-мае 1943 года было сбито порядка 30 истребителей, погибло шестеро финских асов. В конце 1943 года Голубева назначают командиром 4 гвардейского полка и ему, как одному из самых результативных лётчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. В отличие от многих других командиров, он продолжал регулярно вылетать на боевые задания и сбивать самолеты противника. С начала 1944 года Василий лично сбивает три высотных разведчика «Ме-110». Кроме этого 6 марта 1944 года в групповом бою с истребителями «Fw.190» из 54 истребительной эскадры «Зеленое сердце» Василий Федорович одерживает свою 38 победу.

Войну Голубев закончил Гвардии подполковником, командиром 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка, который за боевые заслуги был награждён орденом Ушакова 2-й степени. Почти 2 года Василий Голубев командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых лётчиков. Пилоты прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сбили 438 вражеских самолётов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по вражеским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и другой техники. Все это большая заслуга легендарного летчика. Учил, берег, воспитывал, наказывал свой летный состав и карал противника – это слова ветеранов полка, прошедших горнило войны и встретивших победу. К маю 1945 года Василий Фёдорович Голубев совершил 589 (по другим источникам - 546) успешных боевых вылетов и, участвуя в 133 воздушных боях, уничтожил 39 самолётов противника (официально) - 19 лично и 20 в группе с товарищами. По мнению однополчан и ряда историков в области авиации, эта цифра не соответствует действительности. По их мнению Голубев В. Ф. сбил порядка 45 самолетов лично, не считая групповых побед. Ряд сбитых самолетов записывалось на его ведомых. Это делалось для поднятия боевого духа и приобретения уверенности в себе молодого летного состава. С окончанием войны В. Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно - Морской академии. Тогда же он был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переучивание лётного состава на новые реактивные истребители, а затем на всепогодные перехватчики. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины. По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968 - 1970 годах. С 1971 года В. Ф. Голубев - старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. И снова напряжённая работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, защита кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.

В запас уволился в 1976 году. Но и после этого продолжал активно трудиться. Встречался с молодёжью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны. В последнее время, Голубев, увлекался литературным творчеством. Работу над очередной книгой он закончить не успел. 17 Апреля 2001 года Василий Фёдорович ушёл из жизни. Похоронен в г. Москве. Славные боевые заслуги Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева отмечены многими наградами. Среди них: два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, высшие военные ордена Египетской Республики и Великобритании, многие медали. Вечная память Герою!

PS. Уважаемые форумчане и посетители сайта «Расправленные крылья». Более трех лет занимаюсь сбором материалов (воспоминания, фото, характеристики, биографии, летные книжки и.т. д) по летчикам-истребителям Дважды Краснознаменного Балтийского флота (пишу книгу). Очень Вас прошу помочь указанными материалами. Отзывы, критику и материалы принимаю по адресу: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script С уважением Василий Силантьев.

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района Ленинградской области. Отец - Голубев Федор Михеевич (1874 - 1957). Мать - Голубева Варвара Николаевна (1875 - 1965). Супруга - Голубева Александра Федоровна (1918 г. рожд.). Дочь - Ананко Галина Васильевна (1942 г. рожд.), фармацевт.

После учебы в школе и работы на бумажном комбинате Василий в 1933 году добровольно вступил в Красную Армию и прослужил два года. Его влекли самолеты. Эта увлеченность и привела Василия в 1936 в планерную школу Осоавиахима. Был инструктором, а с 1937 года стал руководителем Волховского летно-планерного клуба. Спустя год окончил Высшую летную школу пилотов Осоавиахима. Затем работал инструктором и командиром звена аэроклуба в городе Минеральные Воды. Много летал на самолетах У-2, УТ-1, УТ-2 и обучал других.

Опытный и способный летчик, он твердо решил стать военным авиатором, овладеть более мощными и скоростными воздушными машинами. В 1939 году В. Голубев поступает в Военно-морское авиационное училище в Ейске, причем его сразу принимают на 3-й курс. Это училище он окончил с отличием в 1940 году.

С того времени и началась его постоянная служба в авиации. Поначалу был летчиком-истребителем, начальником парашютно-десантной службы, командиром звена. В октябре 1941 года его перевели в 13-й истребительный авиационный полк, который впоследствии стал 4-м гвардейским. В. Голубев и его боевые друзья сроднились с этим полком и до конца войны в его рядах громили врага на суше и на море.

Знаменательно, что первый боевой вылет на отражение атаки немецких самолетов на Кронштадтскую военно-морскую базу Голубев выполнил в 4 часа утра 22 июня 1941 года. С этого времени вылеты навстречу врагу следовали один за другим днем и ночью. Главнейшей задачей морские летчики считали прикрытие с воздуха Ленинграда на дальних и ближних подступах.

Надежный ведущий Василий Голубев при встрече с противником стремился построить боевой порядок группы так, чтобы сохранить за собой инициативу до начала воздушного боя или удара по наземному объекту. Поэтому он всегда выходил из боя победителем. И, как правило, не имел потерь. Важное значение придавалось взаимовыручке в бою.

Пример в этом подавал сам ведущий. В критический момент соприкосновения с гитлеровскими самолетами он не раз выручал ведомых, спасал их от поражения.

Память фронтовика хранит такой эпизод. Во второй половине июля 1941 года наши войска остановили захватчиков, рвавшихся к Ленинграду, у реки Луга. В. Голубев получил задание разведать их силы в районе города Гдова. Он вылетел вместе с лейтенантом Зотовым. Когда самолет ведомого был поврежден и потерял скорость, Голубев приказал ему занять место ведущего и на предельно малой высоте следовать курсом на аэродром. Не дойдя до линии фронта, они были перехвачены четырьмя "мессершмиттами". Прикрывая поврежденный самолет друга, Голубев, владея высшим пилотажем на малой высоте, в головокружительных маневрах не только отбивал атаки фашистов, но и поджег один "мессер"; остальные истребители ушли. А наша пара благополучно приземлилась на своем аэродроме.

Лучшие дня

Еще более жаркий воздушный бой разгорелся в районе железнодорожной станции Веймарн, где разгружался эшелон с ополченцами. Из опыта лейтенант Голубев знал, что выделенные для атаки эшелона вражеские бомбардировщики могут иметь сильное истребительное прикрытие. По его просьбе командир эскадрильи добавил к двум трехсамолетным звеньям еще два истребителя и таким образом создал две тактические группы по четыре машины для действий парами. И это полностью себя оправдало в бою.

Патрулируя над станцией, летчики обнаружили приближение большой группы "юнкерсов". Они шли тремя колоннами по десятку в каждой под прикрытием 12 "мессершмиттов". Итак, восемь наших И-16 против 42 немецких Ю-88 и Ме-109! Это не смутило Голубева. Надо чем-то ошеломить фашистов. И ведущий решил стремительно атаковать армаду бомбардировщиков своей четверкой строем "фронта" на встречном курсе, чего очень боялись немцы. Они не выдерживали такой психической атаки, начинали отворачивать. Расчет оправдался. Метким огнем реактивных снарядов и пулеметов наши летчики сразу сбили два Ю-88. Строй первой вражеской колонны стал распадаться. Бомбы посыпались на поле далеко от станции. Так же были атакованы и рассеяны вторая и третья колонны вражеских бомбардировщиков. Действия группы В. Голубева, отражая атаки "мессершмиттов", прикрывал сверху ведомый лейтенант Д. Князев. В неравном бою наши летчики сбили 11 самолетов противника, не потеряв ни одного своего.

Бывали и беды. В районе Шлиссельбурга однажды летчики встретились с четырьмя Ме-109. Пришлось применить испытанный прием - идти в лобовую атаку. Гитлеровцы не выдержали, отвернули. Но истребитель Голубева был подбит зенитной артиллерией. Летчик еле дотянул до восточного берега Ладожского озера. Самолет приводнился и затонул. Голубев вконец обессиленный, едва добрался до берега, вышел на безлюдный мыс. Ситуация казалась безвыходной. О происшествии доложили командованию. И тут боевой напарник Голубева - Дмитрий Князев, которого Василий не раз выручал, ринулся на его поиски на У-2. И нашел друга!

Памятными для Василия Голубева были бои под Ленинградом. 28 мая 1942 года локаторы обнаружили несколько групп самолетов противника. На их отражение были подняты 22 истребителя 4-го гвардейского полка. Верхний эшелон заняла эскадрилья В. Голубева. Ей ставилась задача сковать истребители прикрытия. А основная армада противника насчитывала до 80 бомбардировщиков: Ю-88, Хе-111 в сопровождении 24 истребителей Ме-109 и Ме-109ф. Получалось пятикратное превосходство противника!

В небе над Кобоной завязался тяжелый и длительный бой. Теряя самолеты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, фашисты сначала упорно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налет. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя.

Взбешенные неудачами, гитлеровцы на следующую ночь все же попытались уничтожить корабли флотилии. В налете участвовало три колонны пикировщиков Ю-87 под прикрытием истребителей. Комэск Голубев предвидел такую атаку и зная, что "юнкерсы" бомбят ориентируясь по ведущему, снова атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулеметный огонь. Несколько "пиратов", не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь лобовой атаки и ушли, не выполнив задания.

Уже на следующий день командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц поздравил летчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трех офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова - представил к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года В.Ф. Голубеву присвоено это высокое звание.

Почти два года Василий Голубев командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых летчиков. Летчики прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сбили 438 вражеских самолетов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по фашистским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и другой техники. В послевоенные годы авиаторы КБФ выполняли задачи по охране морских и сухопутных рубежей Родины в зоне Балтийского моря.

С окончанием войны В.Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно-морской академии. Тогда же он был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переучивание летного состава на новые реактивные истребители, а затем на всепогодные перехватчики. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины.

По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968 - 1970 годах. С 1971 года В.Ф. Голубев - старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. И снова напряженная работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, защита кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.

В запас уволился в 1976 году. Но и после этого продолжал активно трудиться. Встречался с молодежью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны.

Славные боевые заслуги Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева отмечены многими наградами. Среди них: два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, высшие военные ордена Египетской Республики и Великобритании, многие медали.

В последнее время Голубев увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой закончить не успел. 17 апреля 2001 года в Москве Василий Федорович ушел из жизни.

Неизвестный факт
Александр Белицкий 18.04.2009 08:34:42

Одно время, как упоминается в биографии В.Ф.Голубева, он работал на Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате, в поселке Сясьстрой, Волховского района, Ленинградской области.Сейчас это город, и земляки, в память о легендарном летчике -асе назвали одну из улиц(в 1995г.) - улица генерала Голубева.

"Хочу, чтобы все..."


Этот уникальный бой состоялся 12 марта 1942 г под Ленинградом. В смертельной схватке сошлись два советских и два германских летчика. Оба немца являлись общепризнанными асами эскадры JG.54 «Зеленое сердце»: унтер-офицер Гюнтер Бартлиг имел к этому дню на своем счету 67 побед, лейтенант Герберт Лейште – 29; они летали на самых современных для того периода истребителях Мессершмитт Bf.109F. Советские же летчики сражались на устаревших истребителях И-16, значительно уступавших Мессершмиттам в скорости. К тому же только один из них являлся асом – командир 3-й эскадрильи 13-го истребительного полка Краснознаменного Балтийского флота Василий Голубев, имевший около 15 побед (морские летчики в то время еще не делили свои победы на личные и групповые); его ведомый Владимир Дмитриев был довольно опытным пилотом, однако побед на своем счету пока не имел. Немаловажным было и то, что оба германских аса являлись «свободными охотниками», что позволяло им выбирать место и время атаки, или давало возможность уклоняться от боя в случае невыгодной ситуации. Причем ведущим этой пары был унтер-офицер Бартлинг; лейтенант Лейште, несмотря на более высокое звание, летал ведомым - в германской авиации действовало правило: в бою командует не тот, кто старше чином, а тот, кто опытнее.

Немецкие «охотники» чуть ли не ежедневно посещали аэродром Выстав, где базировался 13-й ИАП; они выслеживали возвращавшиеся с задания эскадрильи и внезапной атакой сбивали отставшие из-за повреждений машины, после чего стремительно уходили на свою территорию; догнать их на тихоходных «Ишаках» было просто невозможно. И тогда Василий Голубев разработал план охоты на «охотников». Когда 13-й полк вылетел 12 марта для нанесения штурмового удара по железнодорожной станции Мга, куда подошли для разгрузки три немецких эшелона с войсками, комэск-3 полетел не во главе своей эскадрильи, а занял место замыкающей пары. Перед вылетом он велел своему ведомому соблюдать радиомолчание (Голубев добился того, чтобы на всех самолетах его эскадрильи были установлены радиостанции), сберечь на обратный путь половину боезапаса и предупредил, что при штурмовке будет в основном выполнять ложные атаки, чтобы сохранить боезапас полностью. Расчет был на то, что массированный удар по такому важному объекту, как станция Мга, противник русским не простит, и «охотники» обязательно нападут на возвращающиеся самолеты у линии фронта или будут подстерегать возле аэродрома.
Восемнадцать И-16, сделав обходной маневр, на предельно малой высоте зашли на объект со стороны немецкого тыла, чего противник не ожидал. Реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем обрушились на врага с двух направлений, загорелись вагоны и платформы с войсками и боевой техникой, которыми были буквально забиты все железнодорожные пути. Истребителей противника над объектом, к счастью, не оказалось, и советские пилоты, преодолевая плотный зенитный огонь, сделали повторную атаку всем составом с трех направлений. Пожары и взрывы на станции, как потом донесла разведка, продолжались несколько часов.
На обратном маршруте Голубев и Дмитриев несколько приотстали от основной группы, изображая, что их самолеты плохо слушаются руля из-за повреждений. Вскоре они заметили преследующую их пару Мессершмиттов. Но пока немцы держали дистанцию, не приближаясь: считая советскую пару небоеспособной, они решили одновременной атакой сбить русских эффектно - над собственным аэродромом. Но Голубев давно ждал такого момента – немы попались на его крючок! Изображая неуверенный заход на посадку, Василий дождался, когда задымили моторы «мессов», переведенные на форсированный режим для быстрого сближения и атаки, и резко увеличил скорость, одновременно набирая высоту. Достигнув центра аэродрома, он сделал резкий, с предельной перегрузкой левый боевой разворот для выхода на встречный курс. Дмитриев держался за хвостом Голубева, как приклеенный.
Противник такого маневра не ждал; теперь он был ниже советской пары и не мог уклониться от боя пикированием – слишком близка была земля. Так немцы оказались в лобовой атаке. Оба «мессера», задрав желтые носы, пошли на русских, видимо считая, что они без боезапаса и делают ложную атаку. Темные трассы от двух Bf.109 протянулись к советским самолетам. Голубев вогнал в прицел ведущего «охотника»; дистанция примерно пятьсот метров, полторы секунды осталось на все, пусть даже на жизнь! Пальцы правой руки Василия машинально выжали общую гашетку пулеметов, и три огненные трассы молнией пронизали тонкое тело Мессершмитта. Самолеты пронеслись мимо друг друга в каких-то пяти метрах… Голубев уже не увидел, как за его спиной пораженный им «месс» взорвался, расшвыривая во все стороны черные пылающие обломки; однако это видели все, кто был на земле, и громкое «ура» прокатилось по аэродрому…
Не думая о результатах стрельбы, Голубев сделал второй боевой разворот, и выше себя впереди увидел уходящего вверх единственного «мессера». Подобрав ручку управления, Василий навскидку взял упреждение и выпустил вдогон немцу все четыре реактивных снаряда РС-82. Четыре черные шапки разрывов вспухли за хвостом врага, однако «мессер» продолжал круто уходить в высоту. Догнать его было невозможно – слишком большая разница в скоростях. «Ушел!» - решил Голубев. Но на полутора тысячах метров немец внезапно сделал петлю и, стреляя, понесся вниз. Василий недоумевал: что это? Неужели враг решил один дать бой или посмотреть на горящий самолет своего ведущего? Нет, тут что-то другое: немец вышел из пикирования и зачем-то вновь полез на вторую петлю. Понимая, что сейчас дорога каждая секунда, Василий дал по радио команду Дмитриеву атаковать врага снизу, а сам резко бросил самолет в высоту и на третьей петле в верхней точке расстрелял немца с дистанции пятидесяти метров. Однако изрешеченный самолет не упал; он вновь ушел вниз, а потом опять полез вверх. И тогда Голубев понял: у противника осколками «эрэсов» заклинило рули высоты в момент, когда он уходил вверх после лобовой атаки. Немец оказался в безвыходном положении – заклиненные рули бросали его из петли в петлю…
На выходе из четвертой петли «мессер» зацепился за макушки елок возле стоянки самолетов 3-й эскадрильи; плоскости от удара поотлетали в стороны, а фюзеляж пополз по снегу в сторону аэродрома. Голубев сверху видел, как летчик выскочил из кабины и, то и дело падая, побежал в сторону леса, прямо к стоянке эскадрильи. Теперь фриц далеко не уйдет. Василий сообщил об этом по радио на КП полка, и вместе с ведомым пошел на посадку.
Через четверть часа механики принесли мертвого фашистского летчика. Отбежав в горячке от самолета, он умер от ран, полученных в воздухе. По сгоревшему самолету ведущего советские летчики тогда не могли определить, кто на нем летал, а вот на фюзеляже ведомого они насчитали 29 победных знаков. Имени убитого летчика Василий тогда не запомнил – слишком много было более важных дел. И лишь в 90-е годы, когда появилась возможность сравнивать документы противоборствующих сторон, стало известно точно, кого же именно сбил Голубев.
По сведениям немецкой стороны 12 марта 1942 года на свободную «охоту» в район Волховстрой - Шлиссельбург вылетела боевая пара 1-й группе 54-й гешвадер «Зеленое сердце» в составе: роттефюрер (ведущий) унтер-офицер Гюнтер Бартлиг и качмарек (ведомый) лейтенант Герберт Лейште. На аэроузел Сиверский группа не вернулась. 25 марта 1942 года командиром полка майором Филиппом летчики были признаны пропавшими без вести в боевом вылете.


Унтер-офицер Гюнтер Бартлинг


Родился в Лейпциге в 1913 году. В 1929 г поступил в планерную школу. С 1930 года - командир отделения в этой школе, с 1931 года - инструктор. В 1935 г направлен в школу военных летчиков в Берлин, в 1937 году окончил отделение летчиков-испытателей. В 1938 г в составе легиона «Кондор» воевал в Испании. С 1939 года - в 54-й эскадре. Участвовал во Французской и Балканской кампаниях. К моменту нападения на СССР имел на боевом счету 56 воздушных побед. В августе 1941 года был ранен в воздушном бою севернее Нарвы. В строй вернулся в ноябре того же года. В течение февраля 1942 года одержал 11 воздушных побед методом свободной «охоты» над советскими аэродромами Ленинградского и Волховского фронтов. На день гибели германский ас имел 67 побед.


Лейтенант Герберт Лейште

(его фото мне найти не удалось)


Родился в Берлине в 1920 году. В 1940-м окончил летную школу и в мае того же года получил назначение в учебно-боевую эскадрилью 54-й эскадры, базировавшуюся в Бельгии. Участвовал в налетах на Англию. Первую воздушную победу одержал 27 сентября 1940 года, блокируя аэродром в Южной Англии. Участвовал в нападении на Югославию. К моменту нападения на СССР имел 9 воздушных побед. В первый день войны сбил в районе Каунаса И-15 и СБ-2. 7 ноября 1941 года был ранен осколком на земле при нанесении советской авиацией бомбового удара по аэроузлу Сиверский. В строй вернулся в декабре 1941-го. К моменту гибели довел счет побед до 29. Последнюю победу одержал 3 марта, сбив Як-1 над аэродромом Волховского фронта.


А вот краткие биографические данные советских летчиков – участников описанной выше схватки:

Владимир Михайлович Дмитриев


Родился в Ленинграде в 1917 г. В 1934 г. окончил среднюю школу, работал слесарем-механиком. В РККА с 1939 г. в 1940 г окончил Чугуевское военное авиационное училище, получил звание младший лейтенант. В июне 1941 г стал пилотом 13-го ИАП КБФ. В октябре 1941 был сбит, некоторое время находился в госпитале. Вскоре после описанного выше боя Дмитриев получил звание лейтенант, а в июне 1943 г занял должность штурмана 4-го гвардейского полка. Гвардии капитан Владимир Дмитриев погиб 7 февраля 1944 г в воздушном бою (был сбит стрелком бомбардировщика Ju-87). Всего совершил 459 боевых вылетов, в которых одержал 15 побед (3 личных + 12 групповых). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

Василий Федорович Голубев


Один из самых результативных асов авиации Балтийского флота. Родился в 1912 году в деревне Каменка под Волховом. Окончил 7 классов средней школы. Работал инструктором Осоавиахима города Волхова. С 1933 года на службе в ВМФ. В 1940 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков. Начало войны встретил в составе 13-й отдельной эскадрильи 13-го ИАП КБФ на истребителе И-16 №13. Наверное, это тройное «13» и определило мистические события, которые пришлось пережить Василию. Его трижды сбивали: 13.07.41 г, 13.08.41 г и 13.09.41 г. В последний раз Василия сбили над Ладожским озером, и Голубев провел несколько часов в холодной воде, с трудом доплыв до берега. Вернувшись в часть, он сменил номер своего самолета на «33». С этого момента Василию больше никогда не пришлось покидать свою машину. Бывало, он возвращался на полностью изрешеченном самолете, но всегда дотягивал до аэродрома и успешно совершал посадку. Осенью 1941 г Голубев участвовал в обороне полуострова Ханко, зимой 1941-42 г защищал «Дорогу жизни» через Ладожское озеро. Страстный любитель лобовых атак, Василий большинство своих побед одержал именно во встречных схватках. Возглавив 3-ю эскадрилью 4-го ГИАП КБФ, Василий Голубев проявил себя талантливым командиром. Тщательно планируя операции и разбирая все совершенные ошибки, Голубев вывел свою эскадрилью в число лучших частей Балтийского флота. Особо отличился Василий 12.03.42 г, когда уничтожил Мессершмитты асов Хайнца Бартлинга и Германа Лейште. Получив Звезду Героя Советского Союза, Василий Голубев продолжал успешно сражаться на устаревшем истребителе И-16, сбивая на нем даже новейшие германские FW-190. Только весной 1943 г 4-й ГИАП, который возглавил майор Голубев, перевооружился на истребитель Ла-5. В конце 1943 г за высокую результативность Василий был награжден Орденом Британской Империи. Однако карьера Голубева не всегда развивалась гладко. Однажды он «послал по-русски» по телефону самого командующего Балтийским флотом адмирала Трибуца, который несправедливо распекал Василия за ранение в бою пилота – генеральского сына. За это Герою Советского Союза, командиру гвардейского полка пришлось отсидеть неделю на гауптвахте. 23.02.44 г Голубев сбил разведчика Bf-110, который едва не стал его последней победой. Немец взорвался перед самым носом Василия, оглушив его и бросив в штопор. Голубев с трудом дотянул до аэродрома, привезя в крыле Ла-5 кусок обшивки немецкого самолета. К концу войны Василий был единственным летчиком из первого состава 4-го ГИАП (бывший 13-й ИАП), остававшимся в строю.
За время войны Василий Федорович Голубев совершил 589 боевых вылетов и одержал 39 личных и групповых побед. Так как в начале войны летчики 13-го ИАП КБФ не делили победы на личные и групповые, сегодня трудно установить соотношение этих побед. В различных источниках указываются разные цифры: и 16+23 победы, и 19+20 побед, и 27+12 побед.


А это – техника, на которой сражались герои описанной выше схватки:

Германский истребитель Bf.109F


Двигатель – DB-601Е (1350 л.с.), скорость – 630 км/ч, дальность полета – 845 км, вооружение – 1х20-мм авиапушка MG-151, 2х7,9-мм пулемета MG17 (вес залпа 1,47 кг/сек).

ДОСТОИНСТВА: устойчив в полете, легок в управлении, доступен пилоту низкой квалификации. Хорошая горизонтальная и отличная вертикальная маневренность. Многие немецкие летчики считали его самым удачным из всех версий "Мессеров". Bf-109F имел очень высокую для начала войны скорость (630 км/ч). Дальность полета по сравнению с предшествующей версией увеличена за счет подвесного топливного бака.
Вооружение самолета имело счетчик боезапаса и автоматически перезаряжалось при отпускании гашетки. Отличная боевая живучесть - хорошая бронезащита (бронеспинка, бронестекло, протектированные баки), крепкая конструкция (цельнометаллический), возможность отключения поврежденных механизмов без ущерба для боевых качеств. Обязательны радиостанции; прицел с кожаной подушкой, исключающей серьезные травмы головы пилота при вынужденной посадке. Фонарь кабины с аварийным сбросом; топливные баки расположены за бронеспинкой, что позволяло пилоту при возгорании бензина вовремя покинуть машину.
НЕДОСТАТКИ: ограниченный обзор назад; рыскал на посадке из-за узкого расположения стоек шасси; затрудненное управление на малых высотах при больших скоростях; по сравнению с предыдущей версией ослаблена огневая мощь.


Советский истребитель И-16 тип 29


Двигатель – М-63 (930 л.с.), скорость – 490 км/ч, дальность полета – 440 км, вооружение – 1х12,7-мм крупнокалиберный пулемёт БС, 2х7,62-мм пулемета ШКАС (вес залпа 1,38 кг/сек), 4 РС-82

ДОСТОИНСТВА: довоенный советский истребитель с хорошей горизонтальной и вертикальной маневренностью (но на вертикали несколько уступал Bf-109); самый массовый отечественный самолет этого класса начала войны. Пилот защищен бронеспинкой.
НЕДОСТАТКИ: довольно строг в управлении, доступен только летчикам средней и высокой квалификации. Имел низкую остойчивость, особенно на взлете и посадке, что приводило к повышенной аварийности. Малая даже для начала войны скорость; небольшая живучесть (погибал от попаданий 2-4 авиаснарядов); не имел бронестекла и протектирования баков; баки расположены перед пилотом, и при поражении заливали летчика горящим бензином. Ограниченный обзор назад; на большинстве экземпляров отсутствовали рации; кабина открытого типа.

Рассказ о схватке асов является несколько переработанным
эпизодом из мемуаров В.Ф. Голубева
«Крылья крепнут в бою» и «Второе дыхание»
(М. Советская Россия. 1980 и 1984 гг).


Василий Фёдорович Голубев (16 ноября - 17 апреля ) - советский лётчик-истребитель. Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации (07.05.1966), кандидат военных наук .

Биография

В 1933-35 годах добровольцем служил в Красной Армии . Окончил Ейское военно-морское авиационное училище. По окончании училища он получил направление на Краснознамённый Балтийский флот . Начал службу в 13-й отдельной авиационной эскадрилье.

Первый боевой вылет совершил 22 июня 1941 года. К августу имел более 100 боевых вылетов. В начале октября Голубев в числе шести пилотов был откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации.

В октябре 1941 года перевёлся в 13-й истребительный авиационный полк , впоследствии - 4-й ГвИАП. В составе этого полка прошёл всю войну до последнего дня, от рядового лётчика до командира полка. Голубев - один из наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС КБФ.

В январе 1942 года Василия Голубева назначили командиром 3-й эскадрильи. С этого момента он мог претворять в жизнь собственные тактические идеи.

12 марта 1942 в одиночку на самолёте И-16 провёл бой против пары немецких истребителей Messerschmitt Bf.109 . В коротком бою оба немца были сбиты.

В начале 1943 года полк начал получать новые самолёты Ла-5. Тем не менее, в полку оставались 6 самолётов И-16, на которых иногда вылетали на разведку. В декабре 1942 года эскадра истребителей люфтваффе Jagdgeschwader 54 получила на вооружение самолёты Fw-190A4 . В январе 1943 года Василий Голубев, совершая вылет на И-16, сбил два Fw-190A4 из JG54.

Всего за время войны Василий Голубев совершил 589 боевых вылетов и сбил 39 вражеских самолётов лично и 12 в группе. После войны он продолжил службу, освоив в воздухе целый ряд реактивных машин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Голубев Василий Фёдорович удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 722).

В 1951 году он окончил командный факультет Военно-Морской академии . Затем назначен командиром 122-й истребительной авиационной Печенгской дивизии ВВС Северного флота , где прослужил до января 1957 года. В июне 1960 года назначен первым заместителем командующего 14-й отдельной армией ПВО , в октябре 1966 года - Генерал-инспектором ПВО инспекции по ПВО стран Варшавского договора Управления ГК войсками ПВО страны, с мая 1967 года - Генерал-инспектором ПВО инспекции по вопросам ПВО дружественных стран Управления ГК войсками ПВО страны. С августа 1968 года - старший советник ПВО Египта .

С 1971 года В. Ф. Голубев - старший преподаватель Военной академии Генерального штаба .

Уволился в запас в 1976 году. В последние годы жизни В. Ф. Голубев увлёкся литературным творчеством, им было издано 11 книг.

Скончался 17 апреля 2001 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище (участок 1).

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» № 722 Героя Советского Союза (23.10.1942);
  • орден Ленина (16.03.1942, 23.10.1942);
  • семь орденов Красного Знамени (14.08.1941, 14.03.1944, 19.07.1945, 30.12.1956, 29.04.1957, 22.02.1968, 26.08.1970);
  • два ордена Отечественной войны 1-й степени (19.01.1943, 06.04.1985);
  • два ордена Красной Звезды (26.02.1953, 22.02.1955);
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975).
  • Медали, в том числе:
    • «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» ;
    • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ;
    • юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ;
    • юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ;
    • юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ;
    • медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ;

Иностранные награды

  • Орден Британской Империи 4-й степени (Великобритания) (1943);
  • Медаль военных заслуг (Египет) (1970).

Почётный гражданин

Почётный гражданин посёлка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области.

См. также

Сочинения

  • Школа войны. - М., 1947.
  • Второе дыхание. - М.: Советская Россия, 1984.
  • Голубев В. Ф. . - 2-е изд., испр. и доп. - Л. : Лениздат, 1984. - 253 с.
  • . - М.: Политиздат, 1988. - 111 с.
  • Голубев В. Ф. . - М .: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 512 с. - 8000 экз. - ISBN 5-8183-0159-1 .

Напишите отзыв о статье "Голубев, Василий Фёдорович"

Литература

  • Калиниченко А. Ф. - М.: ДОСААФ СССР, 1987.

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .

Отрывок, характеризующий Голубев, Василий Фёдорович

Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он взял стакан вина.
– Ну, Федя, прощай, спасибо за всё, прощай, – сказал Анатоль. – Ну, товарищи, друзья… он задумался… – молодости… моей, прощайте, – обратился он к Макарину и другим.
Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю.
– Будь здоров, – сказал Балага, тоже выпив свой стакан и обтираясь платком. Макарин со слезами на глазах обнимал Анатоля. – Эх, князь, уж как грустно мне с тобой расстаться, – проговорил он.
– Ехать, ехать! – закричал Анатоль.
Балага было пошел из комнаты.
– Нет, стой, – сказал Анатоль. – Затвори двери, сесть надо. Вот так. – Затворили двери, и все сели.
– Ну, теперь марш, ребята! – сказал Анатоль вставая.
Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю.
– А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани.
Лакей принес женский лисий салоп.
– Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос.
Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке.
– Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа.
Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее.
– Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши.
– Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья.
– Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом.
У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
– Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.

Биография Героя Советского Союза, летчика генерала-лейтенанта Голубева Василия Фёдоровича

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района, Ленинградской области в крестьянской семье. Русский. Потом семья переехала в Старую Ладогу. В 1928 году окончил 7 классов, собрался ехать в Ленинград. Пошел поступать в военно-теоретическую школу летчиков. Но в эту школу принимали ребят постарше, пришлось возвращаться домой, но по дороге завернул к старшему брату Александру в Сясьстрой, да и остался там работать на целлюлозно-бумажном комбинате. Через год его опять не приняли в летную школу, и тогда он добровольно пошел служить в Красную Армию. В 1933-1935 годах добровольцем служил в Красной Армии. Там добился перевода в воздушно-десантные войска, где овладел прыжками с парашютом, что стал инструктором парашютного спорта.

После службы поступил в планерную школу Осоавиахима. Работал инструктором затем руководителем Волховского лётно-планерного клуба. В 1938 году закончил лётную школу Осоавихима. Работал инструктором в аэроклубе города Минеральные Воды, твердо решив стать военным авиатором.

В 1939 году Василий Голубев поступил (сразу на 3-й курс) в Ейское военно-морское авиационное училищес разрешением самостоятельно летать на истребителе И-15. По окончанию училища он получил направление на Краснознамённый Балтийский флот. Начал службу заместителем командира 13-й отдельной авиационной эскадрильи парашютно-десантной службе. Летчик 13 КОАЭ КБФ с июля 1940 по 9 октября 1941 года.

Первый боевой вылет совершил на рассвете 22 июня 1941 года. В первой атаке Голубев дал длинную очередь из пулемета, но промахнулся, а уже 28 июня одержал первую победу: на И-16 сбил вражеский "Юнкерс". К августу имел более 100 боевых вылетов. Только за первую половину августа 1941 года в воздушных боях он в составе группы сбил двенадцать самолетов противника, в том числе пять истребителей "Ме-109". 12 августа В.Ф.Голубев принял участие в бою, где наши восемь И-16 дрались против тридцати девяти Ю-88 и Ме-109. В этом бою Василий Фёдорович прикрыл своего товарища Князева Дмитрия, а сам был ранен в обе ноги. Находился на лечении. В сентябре 1941 года при перелете с аэродрома Купля, был сбит над водами Ладожского озера, спасен задушевным другом Князевым Дмитрием.

С 10 октября 1941 по 2 декабря 1941 года в числе шести пилотов был откомандирован к 4 АЭ 13 ИАП на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации. В это трудное время вступил в ряды Коммунистической партии.

В январе 1942 года Василия Голубева назначили командиром 3-й эскадрильи. С этого момента он мог претворять в жизнь собственные тактические идеи, проявить талант руководителя. Василий Голубев - один из наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС КБФ. Вскоре его эскадрилья стала лучшей в полку. В марте 1942 года полк стал гвардейским. Летом 1942 года три лётчика эскадрильи были представлены к званию Героя советского Союза. Это сам командир, его комиссар Кожанов П.П. и заместитель командира эскадрильи Байсултанов А.Ю.

К июню 1942 года капитан Голубев В.Ф. совершил 339 успешных боевых вылетов. В 61-м воздушном бою сбил 4 самолёта лично и 23 - в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Голубев Василий Фёдорович удостоен звания Герой Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 722).

Осенью 1942 года В.Ф. Голубев назначен заместителем командира 4-го гвардейского истребительного полка. В январе 1943 года полк получил новые самолеты - Ла-5. Счёт балтийского аса неумолимо стал расти,прикрывал военно-морскую крепость Кронштадт. Летом 1943 года лучшие лётчики полка получили именные самолеты. На средства горьковских колхозников была построена эскадрилья Ла-5 "Валерий Чкалов". В конце 1943 года В.Ф. Голубев принял командование полком и ему, как одному из самых результативных лётчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. Голубеву был вручен именной самолет Ла-5, на борту которого было написано:"От трудящихся Волховского района-Герою Советского Союза гвардии майору В.Ф.Голубеву". В отличие от многих других командиров, он продолжал регулярно вылетать на боевые задания. Свои последние бои он провёл уже на новом истребителе Ла-7.

28 июня 1944 года он одержал свою последнюю победу. Войну Василий Голубев закончил гвардии подполковником, командиром 4-го гвардейского истребительного авиационного полка, награждённого за боевые заслуги орденом Ушакова II-й степени.

К маю 1945 года В.Ф. Голубев совершил 546 успешных боевых вылетов и, участвуя в 133-х воздушных боях, уничтожил 39 самолётов противника (официально) - 16 лично и 23 в группе.

После войны отважный лётчик-истребитель продолжал служить в морской авиации. В 1951 году, окончив Военно-Морскую академию, он командовал авиационной дивизией на Северном флоте. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины. По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968-1970 годах. С 1971 года В.Ф. Голубев - старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. Защитил кандидатскую диссертацию.

С 1975 года генерал-лейтенант авиации Голубев В.Ф. уволился в запас по выслуге. Находясь на заслуженном отдыхе, продолжал активно трудиться. Встречался с молодёжью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны. В последнее время увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой закончить не успел.

Награждён двумя Орденами Ленина (16.03.42, 23.10.42), семью Орденами Красного Знамени (14.08.41, 14.03.44, 19.07.45, 30.12.56, 29.04.57, 22.02.68, 26.08.70), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (19.01.43, 06.04.85), двумя Орденами Красной Звезды (26.02.53, 22.02.55), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (30.04.75), медалями, высшими военными орденами Египетской Республики и Великобритании.

Жил в Москве. Почётный гражданин посёлка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области.

Литература:

Аннотация издательства: Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Василий Федорович Голубев повествует о своих однополчанах - летчиках истребительной авиации Балтийского флота. Он раскрывает яркие характеры и сложные судьбы отважных гвардейцев авиаполка, охранявшего небо Ленинграда. Его книга будит память о трудных днях Великой Отечественной войны, опаляет жарким дыханием боев и рассказывает нашим современникам, какими были те люди, перед которыми стояла одна цель - защита Родины.

  • КнигаА.Ф. Калиниченко, посвященная Голубеву В.Ф.-"Воздушный снайпер"

Книга посвящена летчику-истребителю Герою Советского Союза Василию Федоровичу Голубеву. На примере многочисленных фронтовых эпизодов автор показывает, как от боя к бою росло и оттачивалось летное мастерство В. Ф. Голубева и его боевых друзей П. П. Кожанова, М.Я.Васильева и других.
Отрывок из книги:
В часы крепкого предрассветного сна авиационный гарнизон подняли по тревоге. Надрывный вой сирены разносился над военным городком, словно раскаты грома. Василий Голубев вскочил, стал быстро одеваться.

Что же это такое? И в воскресенье не дают вдоволь поспать! - ворчала встревоженная жена.

Ты спи, Саша, я скоро вернусь, - успокаивал ее Василий, думая, что и эта тревога - обычная учебная: в тот беспокойный сорок первый их было особенно много.

Выбежав из дому, Голубев ощутил бодрящую ночную свежесть, вдохнул неповторимый аромат набравшей силу молодой листвы.

Гарнизон сразу наполнился топотом ног и возбужденными голосами. Люди спешили на аэродром. По дороге их обгоняли спецавтомашины. А со стоянки уже доносились звуки ревущих моторов: техники и младшие авиационные специалисты готовили самолеты к вылету.

У штаба Голубев увидел группу людей в летном обмундировании: общежитие холостяков находилось вблизи аэродрома, и по тревоге они прибывали сюда первыми. Вскоре к ним присоединились и другие летчики.

Часть была в сборе, но никаких распоряжений не поступало. Затянувшаяся неизвестность настораживала: прежде их давали быстро. Наконец раздалась команда "Становись!". Из домика вышел командир 13-й отдельной истребительной авиационной Краснознаменной эскадрильи Краснознаменного Балтийского флота капитан . Он был немногословен.

Самолеты рассредоточить и замаскировать! Ждать дальнейших указаний, - объявил комэск.

Люди успокоились - так было всегда при учебных тревогах. Казалось, и на этот раз все повторится, как обычно. Летчики и техники без промедлений расставили истребители на хорошо известные места. В отведенное нормативами время экипажи уложились. Над полем воцарилась тишина.

Василий сидел на самолетных чехлах. Ежась от прохлады, он, как и другие, ждал, когда же прозвучит сигнал отбоя тревоги и можно будет вернуться домой. Но не знал тогда лейтенант, что именно в эти предрассветные часы на наши пограничные посты уже наведены тысячи гитлеровских орудий, а с аэродромов уже начали взлетать сотни груженных бомбами фашистских самолетов. Не знал и того, что по решению наркома ВМФ тревога была объявлена всему Балтийскому флоту. Боевая!

Летчик бросился в кабину и запустил мотор. Подбежал адъютант отряда (В составе ВВС КБФ до конца 1941 года находилось несколько отдельных авиационных эскадрилий, состоящих из трех отрядов по три звена в каждом. (Примеч. авт.)). Взобравшись на крыло и стараясь перекричать работающий на малых оборотах двигатель, он передал:

Пойдете по маршруту номер два. Ведущий - командир отряда капитан Полторак. Таков приказ командира эскадрильи.